Профессиональные обязанности специалиста соц работника профессиограмма. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. Профессиональные требования к социальному работнику

Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс транс­формации социума в целом. Осуществляя профессиональную дея­тельность, он непосредственно или опосредованно влияет на кли­ента (клиентов).

В ряде случаев, особенно при использовании методов индиви­дуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Воз­можность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отно­шений «специалист-клиент» обеспечивается высокими требова­ниями к знаниям, умениям и личностным качествам специалиста по социальной работе.

Степень соответствия личности специалиста требованиям про­фессии обусловлена:

·характеристиками преморбидной (предшествующей) струк­туры личности;

·качеством профессионального образования;

·наличием опыта профессиональной деятельности.

Характеристики преморбидной структуры личности определя­ют степень вероятности положительного результата профессиона­лизации будущего специалиста.

Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятель­

ности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.

Будущий специалист по социальной работе приобретает необ­ходимые знания, умения и навыки в процессе профессиональной подготовки. В своей практической деятельности он основывается на интегративной области знания - теории социальной работы, которая как практико-ориентированное знание развивается, опи­раясь на базовые положения педагогики, психологии, социоло­гии, юриспруденции, валеологии, истории и других наук. В связи с этим требования к профессиональным знаниям также носят ин­тегративный характер.

Знания, которые приобретает будущий специалист по соци­альной работе в процессе профессиональной подготовки, можно условно разделить на следующие группы.



Система знаний и представлений, обеспечивающих высокий об­щекультурный уровень развития личности студента. В процессе ос­воения таких дисциплин, как философия, социология, экономика и др., студент знакомится с общенаучными теориями, концепция­ми, подходами, на основании которых в дальнейшем происходит освоение специальных профессиональных знаний, а также развивает общеинтеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения и др.), которые обеспечивают в целом успешность процесса обучения.

Система общепрофессиональных знаний дает теоретические осно­вы практической деятельности в сфере социальной работы. Освое­ние системы общепрофессиональных знаний происходит в про­цессе изучения дисциплин «Теория социальной работы», «Техно­логия социальной работы», «Социальная политика», «Профессио­нально-этические основы социальной работы» и др. Содержание данных дисциплин охватывает всю профессиональную деятель­ность, рассмотренную под определенным углом зрения.

Система специальных знаний. Эти знания носят практико-ориен- тированный характер, конкретизируют, уточняют систему обще­профессиональных знаний. Дисциплины, которые обеспечивают освоение студентом знаний данной группы, могут быть посвяще­ны социальной ситуации определенной категории клиентов (со­циальная геронтология), социальной проблеме (занятость населе­ния и ее регулирование), определенной технологии профессио­нальной деятельности (содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы).

Таким образом, логика приобретения знаний строится на ос­новании индуктивного принципа - от общего к частному, от абст­рактного к конкретному, от теоретического к практическому.

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практиче­ской социальной работы по ряду направлений, в том числе следу­ющими методами, формами, средствами:

оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными воз­можностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;

проведение исследовательско-аналитической деятельности (ана­лиз и прогнозирование, разработка социальных проектов, техно­логий) по проблемам социального положения населения в кури­руемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участие в организационно-управленческой деятельности и ад­министративной работе социальных служб, организаций и уч­реждений;

интеграция деятельности государственных и общественных орга­низаций и учреждений по оказанию необходимой социальной за­щиты и помощи населению.

Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:

общепрофессиональные умения (коммуникативные, организацион­ные, управленческие, исследовательские): работать в условиях не­формального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-уп­равленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педаго­гическую деятельность и др.;

специальные умения : обеспечивать посредничество между клиен­том (личностью, семьей, группой лиц) и различными обществен­ными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обще­ством; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению соци­ально-значимой деятельности; давать психологическую характери­стику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррек­ции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т. д.

Теоретическая подготовка будущего социального работника неразрывно связана с практикой. Система непрерывной практики студентов включает в себя ознакомительную, технологическую, производственную и производственно-преддипломную практику.

Профессиональная деятельность, являясь реальным средством изменения окружающего социума, имеет глубокий аксиологиче­

ский потенциал, заключенный в ее целях, используемых методах и результатах. Особенность профессиональной деятельности в сис­теме «человек-человек» состоит в том, что человек зависит от действий или бездействий профессионала, а также в затрудненно­сти внешнего контроля над деятельностью специалиста.

В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, кото­рый обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональ­ной социальной работы, обусловленная повседневной вероятно­стью экстремальных ситуаций, требует сформированности у спе­циалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личност­ных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

Требования к поведению, деятельности, профессионально зна­чимым качествам личности специалиста по социальной работе за­фиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Ко­декс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принци­пы и стандарты» (Международная федерация социальных работ­ников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т. е. возве­дения их в ранг требований профессии к личности специалиста. Специфика профессиональных ценностных ориентаций, на наш взгляд, состоит в их более жесткой социальной заданности, кото­рая отражается как в нормативных актах, так и в разного рода предписаниях к деятельности специалиста. Профессиональные цен­ностные ориентации развиваются в рамках профессионального сообщества, транслируются его новым членам и во внешний со­циум. С данным феноменом связано понятие «миссия профессии», т. е. ее особая роль, значимость для общества. Особенно ярко она проявляется в сферах профессиональной деятельности, связанных со взаимодействием «человек-человек»: медицина, педагогиче­ская, управленческая деятельность, психологическая помощь и др. Это обусловлено профессиональной ответственностью за жизнь и здоровье зависимого от профессионала человека.

Профессиональные ценности специалиста по социальной ра­боте можно условно разделить на группы, которые по критерию подчиненности будут соотнесены как уровни ценностей:

высший уровень - экзистенциальные ценности, идеоло­гическая основа профессии;

первый уровень - ценности-цели, подчиненность ценно­стей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает

гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целевого компонента;

второй уровень - ценности-принципы, в которых отра­жена зависимость процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;

третий уровень - ценности-нормы обусловлены более вы­соким уровнем ценностей и определяют гуманистический харак­тер поведенческого компонента профессиональной деятельности.

1. Презентация профессии
Социальный работник – милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии – социальные работники.
Конечно, у них были исторические предшественники (попечители, сиделки, патронажные сестры, тимуровцы и т.п.). На Руси издревле было принято заботиться о бедных и немощных. Обычно одинокими стариками, инвалидами, беспризорными детьми занимались монастыри, где все страждущие могли рассчитывать на приют, уход и пропитание. Уважительное, заботливое отношение к старикам - важный критерий уровня развития человеческого общества.
Социальный работник – квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице.
Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку – это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения - помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии. Например, в одном из городов России действует автобусная служба «Милосердие», в зимнее время они эвакуируют с улиц замерзающих бездомных людей. Ежегодно сотрудники этой службы спасают от переохлаждения и голодной смерти сотни людей.
В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.
Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость.
Ограничения профессии: низкий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать.

2. Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Она требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.

3. Содержание деятельности
Деятельность социального работника включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.
Социальный работник оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Координирует усилия различных государственных и общественных структур. Проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.
Социальный работник чаще всего обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. Он навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Социальный работник оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь. Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.

4. Условия труда
У социального работника активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.
Основные средства труда социального работника: ручные инструменты, «золотые руки» и «доброе сердце».
Социальный работник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Социальный работник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии социального работника необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.
Квалифицированный социальный работник должен знать:

  • основы этики, психологии;
  • основы медицины;
  • основы экономики;
  • правовые нормы.

Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • устанавливать душевный контакт с подопечными;
  • проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку;
  • выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать);
  • при необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • практическое логическое мышление предметно-действенного склада;
  • оптимистичность;
  • порядочность;
  • пунктуальность;
  • сострадательность;
  • выраженное чувство ответственности;
  • выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к сервисной работе;
  • лексические способности;
  • активность и физическая подвижность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для социального работника:

  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • нарушения речи, зрения и слуха;
  • нарушение координации движений;
  • серьезные хронические заболевания, вызывающие быструю утомляемость (анемия);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • нервно-психические заболевания.

8. Пути получения профессии
В профессию социального работника приходят люди с выраженным альтруизмом, умелыми руками и ведущим интересом оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней более всего нуждается. Можно начать свою деятельность в этой профессии с рядовой должности в центре социальной защиты, затем получить профильное образование.
Базовые знания по профессии социального работника можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.
Повысить уровень своих знаний можно на семинарах, на курсах повышения квалификации.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Социальные работники имеют широкие возможности для трудоустройства, их услуги востребованы во многих организациях:

  • в федеральных и муниципальных органах власти;
  • в органах социальной защиты населения (центры социального обслуживания;
  • в центрах занятости населения, социальной помощи семье и детям;
  • в государственных учреждениях в системе органов внутренних дел и юстиции;
  • в образовательных учреждениях;
  • в реабилитационных центрах различного профиля;
  • в государственных и частных страховых и пенсионных организациях и фондах;
  • в организациях и учреждениях по делам молодежи;
  • в центрах образования и профориентации;
  • в домах детского творчества;
  • в церковных приходах.

10.Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития социального работника.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно повышать свою квалификацию, осваивать новые специальности в рамках профессии либо родственные профессии: медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель. В случае выбора данного направления развития карьеры рекомендуется осваивать навыки влияния, преподавания, дополнительно познакомиться с содержанием таких профессий, как: учитель, мастер производственного обучения, психолог.
Управленческое карьерное развитие
Социальный работник с высшим базовым образованием и желанием развиваться как менеджер и управленец, со временем может стать руководителем, возглавить отдел социальной службы в системе социальной помощи. В случае выбора административного направления развития карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Предпринимательское развитие
Со временем возможно открытие негосударственного благотворительного фонда, привлечение средств частных инвесторов. В таком случае рекомендуется дополнительно осваивать профессию предпринимателя.

11. Родственные профессии
Медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель, учитель, мастер производственного обучения, психолог.

Презентация профессии

Специальность социального работника еще совсем молодая, можно сказать, находится в подростковом возрасте. Появилась она в 90-е годы. До начала 1990 годов только три страны мира - СССР, Бразилия и Китай - не имели профессионально подготовленных специалистов по социальной работе и, соответственно, учебных заведений, где их бы готовили. В остальных странах уже более ста лет социальные работники помогают всем, кто нуждается в помощи и поддержке. Профессия "социальный работник" объединяет специалистов различных направлений и специализаций: социальное обслуживание населения, предоставление различных видов социальных услуг и помощи, оказание мер социальной поддержки, социальные выплаты, проведение юридических и психологических консультаций, защита прав работающего населения, реабилитация инвалидов и многое другое.
Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по психологии, медицине, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с той категорией граждан, которые в этом нуждаются; проводить всевозможные тренинги, оказывать психологическую помощь; осуществлять консультативную деятельность по социально-правовым, социально-экономическим и иным вопросам. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни вверенных ему граждан, обеспечить их социально-правовую защиту.
Преимущества профессии: профессия социального работника дает моральное удовлетворение и ощущение собственной нужности и социальной значимости; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми, оказания помощи, проявления сострадания и эмпатии.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских.

Содержание деятельности
Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д.
Социальный работник отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании; проводит приемы, беседы, консультации; осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями; определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему; занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.); производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оказывает помощь по дому; при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь; добивается назначения льгот. Если подопечный находится на стационарном лечении, соцработник обязан посещать его в больнице.

Требования к знаниям и умениям специалиста
В профессии социального работника личностные качества играют более важную роль, чем знания, навыки и квалификация. На первом плане - готовность к состраданию, терпение, желание помогать людям, способность принимать других такими, какие они есть. Но профессия все же требует некоторых специальных знаний и навыков.

Социальный работник должен знать:

  • правовые основы, акты и положения, регулирующие социальные отношения;
  • приемы оказания неотложной доврачебной помощи;
  • специфику работы с лицами пожилого возраста, детьми;
  • комплекса наук (психологии, медицины, социологии, экономики, права и т.д.);
  • владеть информацией о текущих проблемах социально-гуманитарной сферы;
  • основы доврачебной помощи.
Социальный работник должен уметь:
  • оказать помощь в вопросах профориентирования и трудоустройства;
  • оказать первую медицинскую помощь;
  • уметь решать возникающие конфликтные ситуации;
  • уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки;
  • уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы;
  • уметь слушать.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес и желание к работе с людьми, желание помогать людям;
  • тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;
  • общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь;
Условия труда

В зависимости от спецификации и квалификации, социальный работник работает большую или меньшую часть времени в помещении и на воздухе в условиях повышенного эмоционально-психического напряжения.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для социального работника:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио - и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).
Базовое образование
Профессия подразумевает наличие среднего профессионального (техникум, колледж) либо высшего образования.

Пути получения профессии
Получить профессию в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск), КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

Области применения профессии
В зависимости от специализации представители этой профессии могут работать:

  • в органах социальной защиты населения;
  • центрах труда и занятости;
  • реабилитационных центрах различного профиля;
  • в центрах социальной помощи семье и детям;
  • детских домах и интернатах;
  • домах инвалидов и престарелых;
  • центрах по оказанию психосоциальной помощи населению;
  • Пенсионном фонде, Фонде социального страхования;
  • в органах опеки и попечительства.
Перспективы карьерного роста
Возможности для карьерного роста небольшие. Есть шанс когда-либо занять место заведующего каким-либо социальным Центром, либо руководящее место в органах социальной защиты населения.

2.3 Профессиограмма социальной работы

Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

Профессиограмма специальности "Социальная работа"

1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.

Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.

Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.

Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

5. Трудоустройство. Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

Гендерный подход к социальной работе

Анализ социальной политики и социальной работы, который содержится в этом пособии, основан на идеях феминистской и радикальной критики социального неравенства. Именно с этих теоретических позиций становится очевидным тот факт...

Метод групповой работы в технологии социальной работы

Общие вопросы организации работы социального работника

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия...

Объекты и субъекты в социальной работе

Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели - предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно...

Основные направления социальной работы. Дети-инвалиды. Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Валеология

Ознакомиться с проблемой формирования здорового образа жизни и показать роль физической культуры в формировании здорового образа жизни; - ознакомиться с проблемой здорового образа жизни детей и молодежи как клиентов социальной работы; -...

Особенности социальной адаптации как центральной проблемы социальной работы

Практическая социальная работа с бездомными в условиях центра адаптации на примере Владимирского центра социальной адаптации

Социальная работа с бездомными в нашей стране коренным образом отличается от социальной работы в высокоразвитых зарубежных странах. В России не только отсутствует нормативно-правовая база в отношении бездомных и статистический учет...

Проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатского учреждения

социальный адаптация дети попечение Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная работа с детьми...

Профессионализм социального работника как условие эффективной деятельности социальных служб

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Эффективное организационное поведение работников и управление персоналом в целом стало возможным благодаря всестороннему изучению структуры, особенностей и характеристик каждой определенной профессии и сферы деятельности...

Соотношение психосоциальной и социально работы в системе социальной помощи и поддержки населения

Современные подходы в социальной работе основаны на гуманистических началах работы с клиентами...

Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми

В работе были использованы следующие методы: анализ литературы, реферирование, цитирование. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. безнадзорность беспризорный социальный 1...

Социальная работа как профессиональная деятельность

Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.)...

Формирование и развитие профессионального мастерства работника социальной службы

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний...

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности:

1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

4) социальный работник оказывает различного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации.

В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.



Е. Ярская-Смирнова включает в неё следующие требования к социальному работнику:

Быть профессионально подготовленным;

Быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

Уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

Иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

Иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

Уметь принимать решение в трудных ситуациях;

Обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. Личность обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп качеств может рассматриваться как основание для построения относительно самостоятельной типологии личности.

В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими для социального работника. Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества, необходимые для социальной работы? Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

Гуманистическая направленность личности;

Личная и социальная ответственность;

Доброта и справедливость;

Чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

Готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём.

Биологические и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

Широко известны случаи, когда моральные поступки осуществлялись только усилиями воли. Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.



error: Контент защищен !!