Рациональное поведение покупателя презентация. Презентация на тему "рациональное поведение потребителя". Методика вычисления ИЧР

Цель: изучение теории потребительского поведения.

Задачи урока:

1.Образовательные:

определять исходные компоненты теории потребительского поведения;
характеризовать различные подходы к измерению полезности;
выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий.

2. Развивающие:

анализировать объекты;
ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;
формулировать собственную точку зрения;
осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

3. Воспитательные:

формирование мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического знания;
формирование гражданской позиции ученика как активного участника эконмического процесса;

Технологии: проблемный диалог

Методы обучения: проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Ресурсы для проведения урока: презентация «Теория потребительского поведения» (2 урока).

Основные понятия: полезность, кардиналистский (количественный) подход и ординалистский (порядковый) подход к измерению полезности; общая полезность, предельная полезность, убывающая предельная полезность, кривые безразличия, карта кривых безразличия.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: определять исходные компоненты теории потребительского поведения; характеризовать различные подходы к измерению полезности; выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понима-ние причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять по-иск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополняют и расширяют имею-щиеся знания и представления о рациональном поведении потребителя; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные УУД:

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. Оценивают собственную учебную деятельность.

Ход урока

I.Организационный момент

Цели: создание эмоционального настроя и условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Демонстрируется слайд №2.

Учитель: Добрый день! Мы с вами сегодня оказались свидетелями разнообразных предпочтений покупателей. Каждый посетитель выбирает тот товар какой ему необходим. Давайте проанализируем изображения и скажите, чем продиктован выбор разных покупателей?

Ученик: один покупатель делает выбор в пользу овощной и мясной продукции.

Ученик: другой покупатель, вероятно ребёнок, делает выбор в пользу сладкого.

Ученик: третий покупатель покупает молочную продукцию.

Учитель: Итак, мы можем сказать, что разные покупатели выбирают разные продукты. И вопрос почему так происходит?

Ученик: У каждой возрастной группы свои потребности, свои экономические интересы.

Учитель: Так, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик: О поведении потребителя, о рациональном выборе.

Учитель: Итак, экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей (слайд №3). Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Но одно дело желать, ту или иную продукцию и другое дело приобрести, т.е. наш выбор в отличие от желаний будет чем-то ограничен. Давайте, попробуем разобраться, чем же обусловлено поведение того или иного потребителя? Откроем тетрадь и запишем тему урока «Поведение потребителя. Проблема рационального выбора.» (слайд №4).

Демонстрируется слайд №5 - Итак, перед вами покупатель и его выбор чем-то ограничен? (учащиеся анализируют изображения на слайде и делают выводы).

Ученик: Выбор ограничен ценами и доходом. (слайд №6)

Учитель: Хорошо. Тогда, давайте попробуем оценить следующие продукты и рассмотрим следующую ситуацию, так называемый: «парадокс воды и бриллиантов» (слайд №7-8).

Почему вода, без которой невозможна жизнь стоит дёшево, а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого?
Готово ли население нашей планеты (или хоты бы страны) отказаться от воды ради бриллиантов?
Готов ли каждый из нас отказаться от одного литра воды, чтобы получить один бриллиант?

Ученики (процесс обсуждения ответов должен подвести к понятию полезности): цена на воду является низкой, так как запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, являются очень большими, а подчас и неограниченными. Полезность алмазов, намного ниже полезности воды, но их цена высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого. Если бы человеку в пустыне предложили выбор: вода или бриллианты, то, конечно, он бы выбрал воду. А в современных условиях, каждый из нас выбрал бы бриллианты.

Учитель: слайд №9 - запись в тетрадь: Полезность - это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.

Понятие «полезности» носит субъективный характер, тат как каждый потребитель по-своему, индивидуально, в зависимости от его личных интересов, вкусов, потребностей оценивает то удовлетворение, которое он может извлечь от потребления данного товара или услуги. При этом «полезность» как экономическое понятие не тождественно понятию «польза». Удовлетворяя свои потребности, человек далеко не всегда извлекает пользу для себя и своего здоровья (например, алкоголь и табак). (слайд №10)

А как рассматривает данный вопрос в истории экономической мысли.

(Слайд №11 - запись в тетрадь): «Полезность» впервые был введен в научный оборот английским философом И. Бентамом. Однако ни он, ни экономисты его времени не поняли связи между ценностью товара и полезностью, получаемой от его потребления. Что другие учёные-экономисты утверждали о полезности. Итак, перейдем к проверке домашнего задания, которое направлено на выяснение вопроса: «Полезность и рациональный выбор покупателя».

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: создание условий для активизации знаний через размышление и умение осуществлять комплексный поиск экономической информации по теме.

Учитель и учащиеся обсуждают составленную и заполненную таблицу на тему: «Полезность и рациональный выбор покупателя в истории экономической мысли», где две фамилии ученых-экономистов были предложены учителем для изучения, а одного представителя учащиеся выбрали самостоятельно, исходя из своих интересов.

Таблица №1

«Рациональный выбор покупателя в истории экономической мысли» (слайд №12).

Процесс обсуждения ответов должен подвести к понятиям общая и предельная полезность товара и к вопросу как измеряется полезность.

III. Изучение нового учебного материала.

Цели: изучение в экономической теории двух подходов к измерению полезности, выявление общей и предельной полезности товара и характеристика инструментов анализа поведения потребителя.

*Как измеряется полезность? (слайд № 13 - запись)

Экономическая теория знает два варианта теории полезности, точнее два подхода к её измерению: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, наподобие физической величины, количественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условно-объективную единицу, получившую название «ютиль». (слайд №14) При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага (запись в тетрадь). Например, плитка шоколада приносит полезность в 4 ютиля, а килограмм мяса - в 6 ютилей и т.д. Тогда, что же будет являться универсальной и точной единицей полезности - данный подход не дал ответа. (слайд №15)

И на смену кардинилизму пришел ординалистский подход. Сам термин «ординарный» означает «ранжированный» или выстроенный в определенном порядке: 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д., допускается определенное ранжирование, построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения. (слайд №16- запись)

Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени важности относительно друг друга. Современные экономисты исходят из предположений о ранжировании и последовательности выбора и из наблюдаемых фактов о нем. Такой поход не требует какой-либо психологической интерпретации подобных выборов. То, что называется полезностью, сегодня отражает ранжирование предпочтений. (слайд №17-18)

*Какие виды оценок прежде всего важны для потребителя? (слайд №19 - запись).

Общая полезность - это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. (слайд №20 - запись)

Предельная полезность товара - это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным. (слайд №21 - запись)

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность МU, общую полезность - TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара Х. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара Х будет выглядеть следующим образом:

MUх= , (слайд №22 - запись)

Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное явление получило название убывающей предельной полезности. (слайд №23 - запись)

Экономисты назвали падение предельной полезности законом убывающей предельной полезности, который можно сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени. (слайд №24 - запись)

Этот закон не говорит, что не нравится, например, повторное посещение кино. Он просто утверждает, что потребитель оценивает его не так высоко, как первое посещение. Вместе с тем время - важный фактор в процессе подобной оценки: если первое посещение имело место и прошлом году, то в новом году второе посещение будет цениться так же высоко. Закон убывающей предельной полезности в большинстве случаев имеет отношение именно к коротким временным периодам. (слайд №25)

*Что такое кривые безразличия и какими свойствами он обладают? (слайд №26 - запись)

Основным инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия. (слайд №27 - запись)

Кривая безразличия представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из которых покупатель безразличен. (слайд №28 - запись)

Рассмотрим кривую безразличия (слайд №29 - рисунок 1)

Кривая безразличия (рис.1)

На рисунке 1 представлена типичная кривая безразличия с отрицательным наклоном. Количество товара Х измеряется на горизонтальной оси, товара Y - на вертикальной.

Представленные на кривой безразличия все возможные комбинации товара Х и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Другими словами потребителю все равно, в какой точке кривой он находится: скажем, в точке А с 15 ед. товара Х и 53 ед. товара Y, или же в точке В с 38 ед. Х и 30 ед. Y и т.д.(слайд №30)

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если он увеличивает потребление товара Х, то должен отказаться от известного товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности. (слайд №31-запись)

Кривая безразличия имеет выпуклую форму, т.е. вогнутую вовнутрь. Такая форма кривой означает, что потребление Х растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества Х. (слайд №32-запись)

Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия (слайд №33 - рисунок 2 и запись определения).

Карта безразличия - множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.

Рассмотрим карту кривых безразличия (рис. 2)

График на рис. 2 иллюстрирует типичную карту кривых безразличия U1, U2, U3, U4. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет собой более высокий уровень потребления (полезности). Отсюда каждая комбинация товаров Х и Y, находящаяся на кривой U4, предпочтительнее всякой комбинации на кривой U3 и т.д. Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными между собой. А любая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной. На графике расположены всего четыре кривые. На самом деле их может быть гораздо больше, поскольку количество наборов из товаров Х и Y содержит бесконечное число кривых безразличия. (слайд №34)

Суммируя свойства кривых безразличия, следует указать на следующие основные черты:

Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные наборы. При этом между двумя любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия.
Вторая черта непосредственно выводится из первой: кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга. (слайд № 35 - запись)
Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон. Отрицательный наклон говорит о том, что увеличение количества одного блага сопровождается уменьшением объема другого блага, входящего в набор.
Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз (кривая выпукла относительно начала координат). (слайд №36 - запись)

Все эти свойства кривых в экономической теории доказаны строго математически. Основу суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист Ф. Эджуорт (1845-1926 гг.). (слайд №37)

Кривые безразличия являются аналитическим инструментом определения того, что хочет приобрести покупатель, где будет нас интересовать и ещё один вопрос.

*Что такое предельная норма замещения и что она характеризует?

Предельная норма замещения товара Х на товар Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой. Она представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х, при этом оставляя постоянный общий уровень удовлетворения. (слайд 38 - запись)

Предельная норма замещения (МRSxy) товара Х на товар Y равна:

МRSxy= (слайд №39 - запись)

Остается ответить на вопрос: почему потребитель готов жертвовать уменьшающимся количеством одного товара ради приобретения единицы другого товара?

Вспомним закон убывающей предельной полезности. Мы всегда ценим дороже то, чего имеем меньше. По мере движения кривой безразличия сверху вниз в распоряжении индивида товара Y остается все меньше, следовательно, его ценность увеличивается, а товара Х оказывается больше, и их ценность уменьшается. (слайд №40)

Понятие «предельная норма замещения» в порядковом варианте теории поведения потребителя имеет тот же смысл, что и «предельная полезность» в количественном варианте.

IV. Закрепление учебного материала.

Учащимся предлагаются следующие задания.

Задание 1. Для каждого понятия, приведенного в левом столбце таблицы, подберите его определение из правого столбца: (слайд №41- 42)

Определение

Общая полезность

А. В основе цен на товары лежит не общая, а предельная полезность.

Предельная полезность

Б. По мере того как объём потребляемого блага растёт, предельная полезность дополнительной единицы блага уменьшается.

Закон убывающей предельной полезности

В. Удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

Парадокс воды и бриллиантов

Г. Прирост общей полезности при увеличении объёма потребления данного товара на единицу.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в нижеприведённые утверждения: (слайд №43)

Прирост полезности, вызываемый увеличением объёма потребления продукта, называется (предельной) полезностью.
По мере того как общий объём благ растёт, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага (снижается).
Кривая общей полезности имеет (положительный) наклон.
Общая полезность достигает максимальной величины, когда предельная полезность равна (нулю).
Закон (обратной) зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убывающей предельной полезности.

V. Задание на дом (слайд №44)

пар. 5.1 и 5.3; проанализировать кривые безразличия;
стр. 136-137 вопросы 1,2 и 3 ответить на вопросы устно;

Похожие образовательные материалы:

Cлайд 1

Cлайд 2

Рациональное поведение потребителя поведение потребителя структура потребностей потребителя рациональное принятие потребительских решений Экономика потребителя

Cлайд 3

Потребители в экономике: домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей Личное потребление Производственное потребление Общественное потребление

Cлайд 4

Подумайте, в чем разница в поведении потребителей в рыночной и командно-административной системах экономики? В условиях рынка выбор потребителя состоит в максимизации полезности от потребления благ и услуг. Какие еще факторы, влияющие на потребительский выбор вы можете назвать?

Cлайд 5

Полезность благ Ограниченность ресурсов Мода и динамика социального спроса Период потребления (товары кратко- временного и длительного Потребления) Выбор потребителя

Cлайд 6

Вспомните определения понятий: «благо» «свободные блага» «экономические блага» благо Все то, что человек использует для удовлетворения своих потребностей. свободные блага Блага, которые доступны любому потребителю и не требуют отказа от других благ, т.е. могут потребляться в неограниченном количестве. экономичес кие блага Блага, доступный объем которых меньше потребностей в них. Эти блага создаются человеком и нигде в природе не встречаются.

Cлайд 7

Cлайд 8

Только то благо, которое обладает для потребителя полезностью, может удовлетворить его потребности. Полезность Удовлетворение, которое получает человек от потребления товара, услуги. Субъективная оценка продукта, которая зависит от характера, привычек, вкуса, настроения потребителя и условий, в которых он находится.

Cлайд 9

Полезность общая предельная Совокупная полезность от всего объема потребляемых благ. Чем больше количества блага потреблено, тем больше его полезность. В то же время каждая последующая единица блага становится менее ценной по мере насыщения потребителя. Дополнительная полезность, получаемая в результате потребления еще одной единицы блага. Закон предельной полезности:

Cлайд 10

Документ MU = DU/Х MU - предельная полезность; U - полезность; X - количество товара; D-малое изменение Фридрих фон Визер, экономист, представитель австрийской школы в политической экономии.

Cлайд 11

2. Доходы и расходы потребителя Доход – средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятельности отдельных лиц, предприятий и государства. Номинальный доход Реальный доход Располагаемый доход количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход с учетом изменения уровня цен Номинальный доход минус налоги и обязательные платежи

Cлайд 12

Источники формирования номинальных доходов Доход от профессиональной деятельности или зарплата Трансфертные платежи – безвозмездные платежи государства (пенсии, пособия) Доходы, получаемые через кредитно- финансовую систему (гос. страхование, проценты по банковским депозитам, банковские ссуды на ИЖС, доходы от акций, облигаций, выигрыши по лотереям, выплаты компенсаций по ущербу)

Cлайд 13

Источники формирования номинальных доходов Факторные доходы (рента, процент, …) Доходы от личного подсобного хозяйства Доходы от предпринимательской деятельности

Cлайд 14

В условиях рыночной экономики особое значение имеет защита доходов от инфляции. Индексация – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен

Cлайд 15

Количество и качество благ, которые можно приобрести на доходы, зависят не только от величины доходов, но и от рациональности расходов. Расходы потребление сбережения продовольственные товары непродовольственные товары услуги налоги счета в банке ценные бумаги (акции) недвижимость страхование

Cлайд 16

Расходы минимально необходимые произвольные на питание на одежду на транспорт на коммунальные услуги и т.п. на туристическую поездку на покупку книг на покупку машины и т.п.

Cлайд 17

Закон Энгеля С увеличением доходов доля, расходуемая на товары первой необходимости уменьшается, а доля расходов на предметы роскоши увеличивается.

Cлайд 18

факторы, влияющие на доходы населения расходы населения уровень квалификации размеры зарплаты динамика розничных цен насыщенность потребительского рынка товарами масштабы и эффективность предпринимательской деятельности инфляционный рост цен насыщенность потребительского рынка товарами уровень доверия населения банкам уровень доходов

Cлайд 19

Готовимся к экзамену: 1. Типичной чертой потребительского поведения является 1) возрастание внимания к количеству товаров, а не к их качеству при увеличении доходов 2) отказ от покупки дорогостоящих вещей при росте доходов 3) рост расходов на дорогостоящие товары при уменьшении доходов 4) трата большей части дохода бедных семей на одежду 2. Какой из приведенных примеров является иллюстрацией рационального поведения потребителя? 1) поиск информации о продукте 2) поиск наиболее популярного продукта 3) оценка качества продукта по его цене 4) следование рекламе

Cлайд 20

3. Что из перечисленного является примером нарушения прав потребителя? 1) отсутствие возможности покупки в кредит 2) отсутствие рекламы товара 3) высокая цена товара 4) отсутствие достоверной информации о товаре 4. Нарушением гарантированных законом прав потребителя является 1) товарный дефицит 2) рыночная цена товаров массового потребления 3) отсутствие информации о товарах 4) недостаточное количество товаров на складе

Cлайд 21

5. Что относится к типичным чертам рационального поведения потребителя? 1) снижение расходов на дорогостоящие товары при повышении доходов 2) при любом росте доходов отсутствие предела расхода денежных средств на питание 3) возрастание внимания к качеству товара при увеличении дохода 4) при стабильно высоких доходах отказ от покупки дорогостоящих товаров 6. К типичным чертам потребительского поведения относят 1) трату большей части дохода бедных семей на еду, одежду, жилье 2) повышение роста расходов на дорогостоящие предметы в большей пропорции, чем доход 3) уменьшение внимания к качеству товаров при увеличении дохода 4) увеличение расходов на дорогостоящие товары при снижении дохода Cлайд 23 10. Чтобы сохранить и увеличить свои доходы потребитель может 1) передать их часть в благотворительный фонд 2) открыть счет в банке 3) осуществить покупку в кредит 4) отдать часть доходов в долг друзьям

Cлайд 24

12. На увеличение потребительских расходов влияет 1) увеличение подоходного налога 2) снижение социальных выплат 3) увеличение потребительских доходов снижение производительности труда 13. Что является обязательным расходом потребителя? 1) транспортные расходы 2) приобретение ценных бумаг 3) оплата услуг дизайнера интерьера квартиры 4) страхование имущества

Слайд 1

Кто такой потребитель

Слайд 2

Задание экономиста

Проверка

Слайд 3

Слайд 4

Задача 1: В магазине рядом со школой альбом для рисования стоит 20 рублей, а в магазине через 10 автобусных остановок – 17 рублей. В каком магазине покупка альбома обойдется дешевле?

хотя альбом для рисования в магазине рядом со школой стоит дороже, его с точки зрения экономики выгоднее купить, так как на приобретение более дешевого альбома придется потратить время на дорогу (10 остановок) и деньги на дорогу.

Слайд 5

1.Глобус продается в единственном магазине;

В каком случае цена на глобус увеличится:

2.Глобус продается в каждом книжном магазине;

3.Глобус стало модно ставить на письменный стол;

4.Глобус можно заменить картой мира, занимающей мало места;

5.На глобусе поставил свою подпись Президент Российской Федерации.

Вывод: Цена – это то, что платит потребитель. Если его цена не устраивает, он ищет такой же, но более дешевый товар либо другой товар, отвечающий тем же самым требованиям.

Слайд 6

Кто такой потребитель и какую роль он играет в экономике?

Потребитель – это такой участник экономики, которым может быть отдельный человек, целое предприятие и даже государство, имеющий материальные и духовные потребности и возможности их удовлетворить, т. е. средства для покупки товаров и услуг, и, наконец, желание и умение использовать их по назначению.

Слайд 7

Откуда заводы и фабрики узнают, какую продукцию им надо выпускать?

Им об этом напоминает потребитель. Он покупает только нужные вещи, и если объем покупок увеличивается, то это является для производителей сигналом к действию.

Потребителя в первую очередь характеризует наличие потребностей.

Слайд 8

Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Золотая рыбка исполняла желания жадной старухи, но потом уплыла от нее и старика, поняв, что потребности людей безграничны.

Слайд 9

Давайте вспомним

Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Физиологические, потребность в безопасности, социальные, потребность в уважении, потребность в самореализации.

Что означает термин «потребность»?

Какие виды потребностей вы знаете?

Слайд 10

Заполним таблицу

Покупка в магазинах пищевых продуктов, вещей, товаров для дома. Приобретение квартиры

Пищевые продукты, предметы быта, одежда, квартира, мебель и др.

Создание семьи. Участие в культурной и общественной жизни

Создание собственной семьи и укрепление родительской. Формирование круга друзей и близких.

Слайд 11

Установка различных видов защиты своего имущества, информации и права. Непосредственное участие в защите себя, родных и близких, общества. Получение рабочего места.

Металлические двери, система сигнализации, страхование имущества. Создание внутренних и внешних вооруженных сил. Оказание мед. помощи, социальной защиты

Слайд 12

Высокий уровень реализации себя в работе, семье, общественной деятельности

Качественное выполнение всех жизненных прав, обязанностей и возможностей

Получение образования (в том числе дополнительного). Добиваться решения поставленных жизненных задач

Обучение в школе, колледже, ВУЗе. Устроиться на работу, соответствующую твоим склонностям и интересам

Слайд 13

Игра «Волшебная палочка»

Правила У каждого из вас есть волшебная палочка, которая может исполнить одно заветное желание. Скажите чего бы вы хотели, обязательно употребив слово «потребители»?

Слайд 14

Человеческие потребности безграничны, а ресурсов для их удовлетворения недостаточно. Экономика должна как можно лучше обеспечить людей материальными благами из ограниченного количества ресурсов, которым она располагает. А каждый потребитель должен стать рациональным потребителем.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы: 1) Дайте определение понятию «экономическая система». Сколько типов экономических систем существует в настоящее время? 2) Перечислите и кратко охарактеризуйте типы экономических систем: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________

Рациональный потребитель.

Рациональный потребитель (rational consumer) - потребитель, всегда максимизирующий полезность потребления.

Перед рациональным потребителем стоит проблема выбора. Он может выбирать из бесконечного множества товаров и услуг, которые продаются на рынке.

Аксиомы рационального потребления: 1) рациональный потребитель в состоянии ранжировать (сравнивать) наборы товаров по степени их предпочтительности. 2) рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящих в набор товаров. 3) предпочтения рационального потребителя характеризуются свойством транзитивности. 4) рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше. 5) рациональный потребитель обычно легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше.

ВЫВОД: В простейшем случае состав и объем потребления зависит от предпочтений потребителя, его дохода и цен на товары и услуги. Соответственно теория рационального потребителя отвечает на несколько вопросов: 1) чем определяется цена спроса на товар или услугу? 2) какой набор товаров предпочтет потребитель? 3) как потребление зависит от дохода?

ПотребительПотребителем называют лицо или организацию,
которые используют, потребляют продукты чьеголибо производства, чьей-либо деятельности.
Потребитель – гражданин, имеющий намерения
заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы,
услуги) исключительно для личных, семейных,
домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности
(Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Потребитель

Микроэкономика в своем анализе потребителя
исходит из предположения рациональности его
поведения. Рациональное поведение отдельного
человека или группы людей проявляется в их
стремлении достичь максимальную полезность из
потребления данного товара с учетом ограничений
бюджета.
Потребительское поведение – это процесс
формирования
спроса
потребителей
на
разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и
личных предпочтений.

Потребитель

По словам американского экономиста Тибора де
Скитовски, основная идея экономики заключается в
том, что «потребитель сам знает, что ему нужно, и
что экономическая система действует лучше всего
тогда, когда удовлетворяет желания потребителя,
которые проявляются в его поведении на рынке».
Именно решения отдельных потребителей о
приобретении того или иного товара формируют в
конечном счете рыночный спрос, предопределяют в
совокупности с рыночным предложением уровень
равновесных цен и объем реальных продаж.

Доход потребителя

Доход потребителя – это сумма денежных средств,
получаемых за определенный промежуток времени и
предназначаемых для приобретения благ и услуг на
цели личного потребления.
Основные источники номинального (денежного)
дохода потребителя:
Заработная плата.
Социальные выплаты (стипендии, пенсии, пособия).
Доходы от предпринимательской деятельности.
Доход от собственности (рента, проценты,
дивиденды и др.).

Рациональное поведение потребителя

Основные принципы поведения потребителя на
рынке:
Покупатель
руководствуется
своими
предпочтениями.
Поведение потребителя является рациональным.
Потребитель
стремится
максимизировать
совокупную полезность.
При выборе благ возможности потребителя
ограничены ценами благ и его доходом.

Уровень жизни

Уровень жизни (уровень благосостояния) –
степень
удовлетворения
материальных
и
духовных потребностей людей массой товаров и
услуг, используемых в единицу времени.
Уровень жизни базируется на объёме
реальных доходов на душу населения и
соответствующем объёме потребления.

Качество жизни

Качество жизни населения – это степень удовлетворения
материальных, духовных и социальных потребностей человека.
Основными показателями качества жизни населения являются:
доходы населения
качество питания
комфорт жилища
качество здравоохранения
качество социальных услуг
качество образования
качество окружающей среды
демографические тенденции
безопасность


error: Контент защищен !!