Психологический тренинг для педагогов доу. Тренинг для педагогов ДОУ «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов Тренинговые упражнения для воспитателей

ЮЛИЯ ТРЕТЬЯК
Психологический тренинг для воспитателей

Психологический тренинг для воспитателей .

Цель тренинга : развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи тренинга :

1. Выработать позитивное отношение к ребенку.

2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями , а также с членами своей семьи.

Характер группы : закрытая.

Принцип отбора. В тренинге принимали участие 8 воспитателей в возрасте от 25 до 60 лет. В основном люди участвовали в тренинге ради интереса , хотелось пообщаться с коллегами, разобраться в проблемах профессионального характера, получить эмоциональную разрядку.

Диагностика не нужна.

Т Р Е Н И Н Г

«Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии» .

Прежде, чем приступить к тренингу , участники должны оговорить правила своего поведения на занятии.

Ниже приводятся правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию :

Сосредоточьтесь на всем, что другой сообщает как вербально, так и на всех проявлениях его эмоций.

На первых этапах достижения эмпатии найти слова и выражения, которыми можете пользоваться как вы, так и другой, основываясь как на их содержании, так и на их эмоциональной нагрузке. Это называется парафразом.

В своих ответах пользуйтесь языком, который будет понятен другому.

Используйте эмоциональный тон похожий на тот, который характерен для другого.

Продвигайтесь к более к глубоким уровням эмпатии, уточняя и расширяя смысл воспринятого сообщения . Таким образом, вы поможете собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

Старайтесь распознать такие чувства и мысли, которые не выражаются прямо, но подразумеваются. Постарайтесь восполнить то , что упущено в сообщении, вместо того, чтобы основывать обратную связь только на том, что высказано прямо.

1. Знакомство психолога с группой .

Для этого используем упражнение «Кто я?» , цель которого ознакомить участников с психологом и наладить контакты между членами группы.

Упражнение «КТО Я?»

Каждому участнику предлагается на отдельном листе бумаги написать о себе как можно больше понятий, раскрывающих, кем он является. Например, дочь, жена, сестра, воспитатель , сангвиник, турист, соседка, подруга, художник, романтик, кулинар и т. д. Этот листок затем предлагают прикрепить ему на спину. Далее все участники начинают ходить по комнате и читать сведения о других членах группы. Таким образом они знакомятс

Для налаживания контакта мжду членами группы можно использовать упражнение “Кораблекрушение”.

Упражнение “Кораблекрушение”.

Руководитель группы предлагает участникам представить, что они потерпели кораблекрушение. В распоряжении группы на судне имеются предметы, список которых приведен ниже :

спасательный жилет;

сигнальные ракеты;

полфунта табака;

два галона пресной воды;

коробок спичек;

три буханки хлеба;

спасательная шлюпка;

столовые приборы;

два килограмма рисовой крупы;

четыре килограмма ветчины;

набор столярных инструментов;

четыре меховые куртки;

навигационные приборы.

Членам группы предлагается коллективно пронумеровать данные предметы по степени важности для терпящих бедствие. Успешность выполнения этого упражнения связана с тем, что принятое группой решение будет выработано в результате споров и дискуссий и окажется единодушным. В данном случае совершенно неприемлемо голосование или авторитетное мнение кого-либо из участников. При возникновении попыток такого решения задачи психолог должен вмешаться и направить обсуждение в русло тесного контакта между участниками.

2. Далее можно перейти ко второй части разминки – снятию напряжения и усталости у воспитателей . С целью релаксации и организации психо -технического отдыха могут быть использованы упражнения, например, «Убежище» .

Упражнение «Убежище» .

Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст : «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть».

3. Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния , необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний , развития эмоционального восприятия , формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира , предлагается упражнение «Встреча» .

Упражнение «Встреча» .

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов : «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут» , - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит : «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

После этого упражнения психолог задает вопросы : «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?» ; «Опишите ваши переживания и впечатления» .

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу .

Основная часть начинается с построения модели профессиональной ситуации. Для проигрывания психолог предлагает группе проблему.

В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии : через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю , могла встать из-за стола и гулять по группе без разрешения, называла воспитательницу на «ты» . В развитии Оля отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли была лишена родительских прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали как воспитательница закричала : «Девочка сейчас погибнет!» Другие воспитатели выбежали из групп и увидели такую картину : Оля висит на руках между лестницами и кричит : «Сейчас упаду, а тебя и заведующую посадят в тюрьму!» (и еще девочка кричала что-то непонятное) . Воспитательница , не отрываясь, смотрела на Олю и кричала на девочку, требуя, чтобы та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку.

Группа садится амфитеатром, и на импровизированной сцене один из воспитателей играет девочку , а другой- ее воспитательницу .

После проигрывания начинается общее обсуждение. Члены группы вспоминают из своей практики аналогичные случаи. С этой целью можно предложить упражнение «Мой самый трудный ребенок» .

Упражнение «Мой самый трудный ребенок» .

Цель упражнения : развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке : как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают , как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей , психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.

Цель:

улучшение эмоционального состояния педагогов;

восстановление психического равновесия;

снятия нервного напряжения путем «разблокировки мышечных зажимов».

Количество участников: 10 - 15 человек.

Время работы: 1-1,5 часа.

План занятия

Вводная часть:

Правила работы в группе;

Психологическая разминка;

Релаксация.

Основная часть:

Игры и упражнения,

Психологические этюды.

Заключительная часть:

Упражнение «Сосуд Жизни»;

Музыкотерапия.

Оборудование:

карточки с названиями животных;

подборка музыкального сопровождения;

набор разноцветных бумажных цветов;

бланки «Автобиография»

Ход занятия

Вводная часть

- Добрый день. Рады всех вас видеть на нашей встрече в психологической гостиной.

Упражнение «Цветок»

Предлагаем вам выбрать цветок (любого цвета). Пусть пока он будет у вас, потом поясним - для чего.

Знакомство с правилами поведения в тренинговой группе

Здесь и теперь - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.

Один в эфире - уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.

3. Принцип . Я - все высказывания строятся с использованием личных местоимений - «мне кажется», я думаю.

«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

Предложения участников ……..

Игра «Посудомоечная машина»

Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я - старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры...»

Или:

«Я - очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок...»

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.

Основная часть:

Упражнение «Десять секунд»

Цель : преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5-15 минут.

Ведущий . Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. Бэтой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да? "

Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

По длине волос.

По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете сейчас?

Игра «Найди пару»

Участники вытягивают карточки с названиями животных. Названия повторяются на нескольких карточках. Задача - используя любые выразительные средства, кроме звуков, характерные для указанного в карточке животного, найти свою пару.

Представление автобиографии.

Ведущий зачитывает автобиографию одного из участников, не озвучивая имени, дат или иной информации, по которой можно легко узнать человека. Задача членов группы - определить, о ком шла речь.

Тест « Погода в ДОУ»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент- начинка. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

Говорите себе: «Бывает» и съедаете пустой пончик.

Съедаете что - либо другое

Намазываете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.

Если вы выбрали первый вариант , то вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.

Если вы выбрали второй вариант , то вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант , то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант , то вы человек способный к нестандартным решениям, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух.

Я предлагаю вам еще раз выбрать цветок (любого цвета)

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

красный цвет

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к. окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.

Заключительная часть

Банка жизни

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

Какая она?

(заполняется крупными камнями)

Теперь какая?

(заполняется горохом)

Что скажете сейчас?

(засыпается песком)

А теперь?

(наливает шампанское)

А вот теперь банка полна!

- А теперь буду объяснять вам, что сейчас произошло.

Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

А шампанское?

Оно означает то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться устроить праздник!

Рефлексия

Что я сейчас чувствую? Какой опыт я приобрел после этой встречи?

Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ»

Цель игры: психологическое единение коллектива, раскрытие некоторых секретов общения.

Приветствие «Отношения»

Цель: развитие фантазии участников, расширение возможности телесного выражения, настрой на тему тренинга.

Ведущий : Начните ходить по комнате. Сейчас я буду предлагать вам по-разному поздороваться, а вы, переходя от одного участника тренинга к другому, должны будете это сделать.

Сначала приветствуйте коллег улыбкой или дружеским кивком.

Теперь вам необходимо остановиться, пожать другому человеку руку или положить свою на плечо.

А сейчас представьте себе, что все люди, которые здесь находятся, недавно вас сильно обидели. Проходя мимо них, выразите им все свои чувства.

Теперь представьте себе, что вы всех здесь «держите за дураков». Выразите это.

А сейчас представьте себе, что каждый участник ведет на веревке большую собаку.

И, наконец, приветствуя других, выразите свое реальное настроение.

Создание мандалы коллектива

Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.

Ведущий . Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)

Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает?..

А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.

Ватман приклеивается на доску.

Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.

Выводы : Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.

А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.

Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).

При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Упражнение «Восковая палочка»

Цель: развитие доверия и поддержки друг друга.

Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди.

Затем проводится обсуждение:

  • Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры?

Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

Упражнение «Костюм из газеты»

Цель: кооперация участников.

Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:

  • «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.
  • «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться.
  • «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.

Время выполнения — 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм.

После этого проводится обсуждение:

  1. Сложно или легко было выполнять задание?
  2. Добились ли желаемого результата? Если да, то что помогло в этом? Если нет, тогда что помешало?

Выводы : добиться желаемого результата в совместном деле можно, прислушиваясь к словам и действиям друг друга.

Цель – снятие агрессии, усталости, напряжения. Переход к теме взаимоотношений.

Группа делится на две команды. Тренер дает каждой группе по своему листочку и объясняет правила игры. Затем читает свой текст и команды начинают кричать.

Ведущий: У каждой из команд есть некий стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе.

Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.

Вводный стишок тренера:

На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом

Живет веселый гном.

Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:

Вася! У меня рубашка в клетку!

Я пришел к тебе из леса,

Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:

Петя! У меня штаны в горошек!

Я пришел к тебе из сказки!

Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:

  • Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
  • Что вы услышали?
  • Почему было трудно слушать?

Выводы:

Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

Упражнение «Еж и слон»

Цель игры – опосредованно продемонстрировать участникам их привычный способ взаимодействия с другими людьми, вывести на обсуждение правил взаимодействия, его удержания, особенностей позиции при взаимодействии.

Группа делится пополам. Обе группы получают от тренера скрытые инструкции. Затем участники выбирают себе пару из противоположной группы, берут один на двоих лист бумаги и маркер и начинают выполнять задание.

Инструкции:

Для группы № 1: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Для группы № 2: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Вопросы для обсуждения игры:

  1. Что вы чувствовали при работе в паре?
  2. Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?
  3. Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?
  4. Что вам помогало? Что мешало?
  5. Что в следующий раз бы делали по-другому?
  6. Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?

Выводы:

Существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).

Если кто-то использует только тепло, он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.

Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.

Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.

Наиболее продуктивно в общении обоим партнерам учитывать и свои, и чужие потребности и интересы, и уметь идти на компромисс.

Рефлексия

Используемая литература:

  1. К. Фопель «Энергия паузы», — М., Генезис, 2011
  2. Тренинг для педагогов «Психологический климат в коллективе», В.В. Паскал
  3. О. Вейс «Сборник игр», — Самара, 2004
  4. К. Кононович «Игры в тренинге для ума и тела», — СПб, Речь, 2010

Название: Методическая разработка для педагога-психолога. Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ».
Номинация: Методические разработки для специалистов ДОУ/ Педагогу-психологу


Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 106
Месторасположение: г. Ижевск

Анастасия Крылова
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки » .

Цели :

Формирование благоприятного психологического климата ;

Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

Профилактика профессионального выгорания;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

Снятие эмоционального напряжения.

Целевая аудитория : педагоги ДОУ .

Форма проведения : тренинг .

Оборудование : аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.

Ход проведения:

1. Приветствие

Цель :

Познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

Психолог : Здравствуйте, дорогие педагоги ! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом : каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте» .

2. «Знакомство»

Цель :

Настроить каждого участника на работу в группе;

Вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает : кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная) .

3. Правила нашей группы.

Цель :

Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга .

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любой тренинг имеет правила . Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга .

Закон «ноль-ноль» , предусматривающий своевременное начало тренинга , его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

Работа «от и до» : человек, принявший решение об участии в тренинге , изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации . Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» , «я думаю.» , а не «все сейчас думают.» , «большинство из нас.» и т. д.

Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе : если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием .

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

4. Упражнение «Интервью»

Цель :

Знакомство

Создание обстановки доверия

Психолог : Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все пишут на листочке три вопроса. Задаём вопросы, которые касаются жизненных, профессиональных взглядов, интересов. Затем листочек отдается другому участнику. (например, 3-ему сидящему с правой стороны автора вопросов) . Далее проходят «пресс - конференции» . Все по очереди читают вопросы и отвечают на них.

5. Передача предметов по кругу

Цель :

Обмен настроениями, чувств по кругу

Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки :

1. цветок,

2. бусинку

После чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, ощущений, настроения.

6. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»

Цель :

Установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

7. Сеанс релаксации. «Руки»

Цель :

Снятие усталости, установление психического равновесия .

Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия , позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.

Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю : вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

8. Формулы психологической устойчивости

Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.

9. «Рефлексия»

Цель :

Получить обратную связь от участников группы.

Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.

10. Заключительный этап.

Цель :

Получить обратную связь от участников группы

Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах , какие формы работы им нравятся.

Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2) . Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3) .

11.«Прощание» Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу» .

Приложение 1.

Формулы психологической устойчивости

Устойчиво стою я на земле

Устойчиво стою я на земле. Вот так!

Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!

Друзей моих я буду обнимать. Вот так!

Смеяться буду громко я. Вот так!

Только смеяться

Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!

Формулы принятия несчастья

Что бы со мной ни случилось

Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,

Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.

То, что в судьбе неизбежно

То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.

Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.

Формулы позитивных мыслей

Начинается мой новый день

Начинается мой новый день ,

Начинается моя новая жизнь!

Загорается во мне новый свет,

И рождается во мне чудо-жизнь!

Здравствуй, новый мой прекрасный день !

Здравствуй, новая моя чудо жизнь!

Здравствуй, новый в сердце дивный свет!

Здравствуй, новая моя чудо – мысль!

Формула повышения самооценки

и позитивного восприятия окружающих

Я хороший

Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.

Я люблю тебя.

Приложение 2.

АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ »

Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть) :

Темы тренинга

Основные правила общения

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент (управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если есть)

Формы работы на тренинге

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем

Организация работы

Самостоятельно

В подгруппах

Приложение 3.

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

встречаемости «+» Результат

Темы тренинга___

Основные правила общения

Особенности общения с родителями

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент

(управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Количество индивидуальных запросов

Формы работы

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку

навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем в кругу

Организация работы

Самостоятельно

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог!»

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Участники психологического тренинга: воспитатели и специалисты ДОУ.
Материал и оборудование:
запись лёгкой, спокойной музыки;
средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки);
лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;
тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас).

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.
1. Игра «Поменяйтесь местами… »
Вед : Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-кто сейчас готовится к аттестации
-работает педагогом более 10 лет;
-кто любит детей
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в юбке и др.
-кто сейчас учится
-кто работает первый год
Таким образом, участники «перетасовываются».
2. Упражнение «Личность педагога»
Вед: Я предлагаю разделиться на три (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующее подгруппы отвечают на вопросы:
С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
3. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно Вас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
Вам необходимо выбрать один из трех вариантов ответа (а, б или в).
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

4. Игра «Подарок»
Вед: А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например: «Наталья, я хочу подарить вам… », а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.
5. Упражнение «Волна расслабления»
Под музыку.
Вед: Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабну, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

6. Анкетирование «Обратная связь»
Вед: Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь» (всем раздаются бланки анкет)
7. Упражнение «Прощание»
Вед: Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик». Громко повторяют слова за ведущим, а затем убирают кулачки).
Завершение работы в группе.

Анкета "Обратная связь"
1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________
3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ______________
4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ____________
5. Ваши мысли после занятия ___________
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ___________

Анкета "Обратная связь"
7. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? __________________
9. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ____________
10. Что вам не понравилось на занятии? Почему? _________
11. Ваши мысли после занятия _________
12. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ______________



error: Контент защищен !!