Как гражданским служащим получить дополнительное образование? Как часто государственный гражданский служащий должен проходить курсы повышения квалификации? Госслужащий может получить дополнительное профессиональное образование

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Согласно Указу Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 08.03.2015) "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" п повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Виды допобразования

Какие существуют виды дополнительного профессионального образования гражданских служащих

Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:

 профессиональной переподготовки;

 повышения квалификации.

Об этом сказано в части 1 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, подпункт «в» пункта 19 статьи 99 Закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.

Основания для допобразования

В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования

Направить гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования нужно по следующим основаниям:

 назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;

 включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;

 решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности при условии успешного освоения им образовательной программы;

 назначение гражданского служащего на другую должность в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. При этом должно быть выполнено одно условие: служащий должен получить дополнительное профобразование по тому направлению деятельности и по той должности гражданской службы, на которую он назначается.

Такой перечень оснований предусмотрен частью 4 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пунктом 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Профессиональная переподготовка

В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на профессиональную переподготовку

Государственный орган также может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:

 изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

 гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».

Представитель нанимателя определяет необходимость переподготовки гражданских служащих, замещающих должности категории (группы):

 «руководители» (высшей и главной групп);

 «помощники (советники)» (высшей и главной групп);

 «специалисты» (высшей и главной групп);

 «обеспечивающие специалисты» (главной группы).

Это предусмотрено абзацем 4 пункта 4 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Периодичность повышения квалификации

Как часто проводится повышение квалификации для гражданских служащих

Повышение квалификации гражданский служащий проходит по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Если он впервые принят на должность гражданской службы (до этого работал в организациях, учился), направьте его на повышение квалификации после окончания испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Также курсы повышения квалификации должен пройти гражданский служащий, повышенный в должности в пределах одной категории должностей. Такие правила содержит часть 5 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункт 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Требования к образовательным организациям

Какие требования предъявляются к образовательным организациям, в которых гражданские служащие проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации

Получить дополнительное профобразование гражданские служащие могут в организациях, которые ведут образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, а также за границей. Об этом сказано в частях 6, 8 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Государственные требования к предоставлению образовательными организациями дополнительного профобразования утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362. В частности, количество человек в группе, нормативные сроки прохождения, вид документов, выдаваемых по окончании обучения, и т. д.

Формы обучения

В какой форме гражданские служащие могут проходить дополнительное профессиональное образование

Направить на получение дополнительного профессионального образования можно:

 с отрывом от гражданской службы;

 без отрыва.

Гражданские служащие, замещающие должность категории «руководители», могут получать дополнительное профобразование дистанционно.

Такой порядок установлен в части 9 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474, и разъяснен в письме Минтруда России от 31 июля 2013 г. № 18-3/10/2-4297.

Подробнее об этом см. таблицу.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю составляет:

 при обучении с отрывом от гражданской службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;

 при обучении без отрыва от гражданской службы – не менее 12 часов.

Это предусмотрено в пункте 3 Государственных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362.

Государственный заказ

Как организовать дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих

Организация дополнительного профессионального образования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа (ст. 63 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474). Государственный заказ должен основываться на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Вопрос из практики: кто осуществляет полномочия федерального государственного органа по управлению государственной службой (в части формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих)

Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на настоящий момент не создан. Его функции по формированию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляют:

 Администрация Президента РФ – при направлении гражданских служащих за пределы России;

 Минтруд России.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 и пункте 1 постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284.

Индивидуальный план профразвития

Какие данные содержит государственный заказ на дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих

Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В них указываются:

 цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

 направления дополнительного профессионального образования;

 ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Об этом сказано в пунктах 10 и 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

На основе индивидуальных планов формируется программа по профессиональному развитию гражданских служащих государственного органа.

Заявка на обучение

Как сформировать заявку на обучение гражданского служащего

До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.

Заявку сформируйте на основе:

 экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации федеральных гражданских служащих (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 26);

 прогнозируемой численности федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной госслужбы, видам, формам и срокам получения дополнительного профобразования в соответствии с программой по профессиональному развитию.

К заявке приложите пояснительную записку, в которой обоснуйте основные направления дополнительного профобразования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач государственного органа.

На основе полученных заявок Минтруд России сформирует государственный заказ на эти цели.

Утверждение госзаказа

Кто утверждает государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный заказ на дополнительное профобразование утверждается Правительством РФ не позднее трех месяцев со дня вступления в силу закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Такой порядок установлен пунктами 13–16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Заключение государственного контракта

Как происходит размещение госзаказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный орган определяет исполнителя услуг на профессиональную переподготовку, повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. По итогам закупок заключите государственный контракт по форме, установленной Правительством РФ. В настоящее время такая форма установлена распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1307-р. Также обратите внимание на то, что в контракте обязательно должно быть условие о порядке возмещения образовательной организации затрат на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) госслужащих. Об этом сказано в пункте 18 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Порядок финансирования

Какими нормативными документами утвержден порядок финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ регулируется законом (другим нормативным правовым актом) субъекта РФ. Этими же актами устанавливаются полномочия государственных органов субъекта РФ по размещению государственного заказа. Это следует из пункта 20 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

На время получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования за ним сохраняются замещаемая должность и денежное содержание (п. 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего

1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

1) решение представителя нанимателя;

2) результаты аттестации гражданского служащего;

3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;

5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.

4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:

1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.

6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.

7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.

9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).

11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дополнительные гарантии предоставляются при наличии оп­ределенных условий, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами или иными актам субъекта Российской Федерации.

Данный подход позволяет, во-первых, обеспечить равные усло­вия прохождения гражданской службы независимо от ее уров­ня (будь то федеральная гражданская служба или гражданская служба субъекта Федерации), ведомственной принадлежности гражданского служащего. Во-вторых, создаются необходимые предпосылки для дифференциации мероприятий по социаль­ной защите гражданских служащих с учетом характера, особен­ностей, эффективности и результативности их профессиональ­ной служебной деятельности, процессов развития гражданской службы и иных условий.

Гражданским служащим при определенных условиях может гарантироваться:

1. Право на профессиональную переподготовку, повышение ква­лификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

В пункте 3 ст. 62 действующего Закона устанавливается исчер­пывающий перечень оснований для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. К ним относятся: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской служ­бы в порядке должностного роста на конкурсной основе; вклю­чение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Данным правом гражданский служащий может воспользоваться в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им допол­нительного профессионального образования.

Для повышения квалификации установлены конкретные временные рамки - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Государством гарантируется также направление государствен­ного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профессионального образования впервые, при наличии указан­ных условий, становится обязательной.

Вид (с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от граж­данской службы), форма и продолжительность получения допол­нительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории

Глава 33, Социальная защита государственных гражданских служащих 533



должности гражданской службы, замещаемой гражданским слу­жащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Фе­дерации.

В целях эффективной реализации указанной гарантии Закон вводит единый для государственных органов порядок планиро­вания и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Местом реализации права на профессиональную переподготовку и по­вышение квалификации Закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессио­нального образования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а также в иных организациях. Дополнительное профес­сиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами Российской Федерации.

Закон обязывает представителя нанимателя, образователь­ное учреждение, государственный орган или иную организацию обеспечить гражданскому служащему, проходящему профессио­нальную переподготовку, повышение квалификации или стажи­ровку, соответствующие условия для освоения образовательной программы.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важным элементом кадровой работы (пп. 13 п. 1 ст. 44), реализа­ция которого осуществляется на основе государственного заказа, формируемого в соответствии с требованиями ст. 63, а также в соответствии с программами профессионального развития граж­данских служащих (пп. 1 п.2 ст. 60 действующего Закона).

2. Право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в свя­зи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в слу­жебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных соответственно нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.



Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Тру­дового кодекса.

Порядок и условия предоставления данной гарантии граждан­ским служащим предполагается конкретизировать путем приня­тия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответству­ющих нормативно-правовых актов субъекта Федерации.

3. Право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокра­щении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государ­ственным служащим в указанных случаях замещение иной долж­ности, а при невозможности трудоустройства - переподготовку (переквалификацию), оставление в Реестре государственных слу­жащих (с указанием: в резерве) с сохранением в течение года не­прерывного стажа государственной службы.

В действующем Законе данная гарантия тесно увязывается со ст. 31, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым относятся лишь возможность замещения иной долж­ности при наличии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. Единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служа­щим предоставление жилой площади в случае и порядке, преду­смотренных Федеральным законом или законом субъекта Феде­рации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Предоставление указанной гарантии осуществлялось на основе ведомственных актов федеральных государственных орга­нов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»), а в ряде субъектов Федерации - на основе законов субъектов и напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. При этом форма ее предостав­ления была произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).

Действующий закон устанавливает единую для гражданской службы форму предоставления указанной гарантии - единовре­менную субсидию один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно поста­новлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации.

5. Иные государственные гарантии.

Данная норма создает предпосылки расширения системы га­рантий для гражданских служащих по мере развития законода­тельства о гражданской службе. Кроме того, представитель на­нимателя, исходя из возможностей соответствующего бюджета, вправе расширить спектр гарантий. В качестве примера можно привести положения Закона субъекта Российской Федерации «О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 от 26 января 2005 г., где соответствующим гражданским служащим дополнительно гарантируется:

Предоставление жилой площади (улучшение жилищных усло­вий) либо компенсация расходов на приобретение жилья;

Бесплатная или льготная (в том числе членам семьи) санатор­но-курортная путевка, возмещение средств на проезд к месту от­дыха и обратно;

Компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;

Медицинское обслуживание (в том числе членов семьи) в за­висимости от категории и группы должности;

Бесплатный отпуск лекарственных средств, оказание про­тезно-ортопедической помощи {в том числе членам семьи);

Единовременное денежное поощрение при достижении воз­раста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере двухмесячного денежного содержания по занимаемой должности;

Единовременное денежное поощрение при достижении ста­жа 20 лет и далее через каждые 5 лет в рамках двухмесячного де­нежного содержания по замещаемой должности;

Выплата один раз денежного вознаграждения при выходе на пенсию в размере среднемесячной заработной платы в кратности количеству полных лет службы, но не более чем за 10 лет;

Доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии стажа {12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин), чтобы сумма пенсии составляла 55% месячного денежного содержания с уве­личением на 3% за каждый полный год выслуги, но не более 80% месячного денежного содержания;

Возмещение расходов на ритуальные услуги лицам, осуще­ствляющим похороны гражданского служащего;

Сохранение ряда государственных гарантий за граждански­ми служащими, вышедшими на пенсию;

Сохранение ряда гарантий за гражданскими служащими, уволенными при ликвидации или реорганизации государствен­ного органа либо сокращении должностей (для мужчин, достиг­ших возраста 58лет, для женщин - 53 года).

Выводы

Государственный гражданский служащий отличается от лица, принятого на работу по трудовому договору. У него особый работодатель - государство. В социальном плане институт госу­дарственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, государственного служащего и граждани­на. Социальная защита государственных служащих представляет собой важный компонент социальной политики государства по отношению к собственному кадровому составу.

Государственный гражданский служащий находится на пере­крестке взаимообусловленных проблем. С одной стороны, имен­но на государственную службу возлагается решение задач по обес­печению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Но и государство, в свою очередь, должно создать и развивать эффективную систему соци­альной защиты государственных гражданских служащих, которая бы обеспечила им условия для достойного существования, реали­зации прав и исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, складывается определенная система социаль­ной защиты гражданских служащих, которая находит свое разви­тие в процессе реформирования государственной службы.

Реализация системы государственных гарантий гражданским служащим создает условия для повышения престижа государ­ственной службы, ее эффективности и результативности в инте­ресах каждого гражданина, общества в целом и государства.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социальная защита гражданских служащих?

2. Что представляет собой система социальной защиты граж­данских служащих?

3. Чем вызвана необходимость выделения основных и допол­нительных гарантий гражданским служащим?

4. Охарактеризуйте состояние нормативно-правового обеспе­чения системы социальной защиты гражданских служащих.

5. Какие изменения произошли в системе социальной защи­ты гражданских служащих в процессе реформирования государ­ственной службы Российской Федерации?

Список литературы

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499 , ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ , а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ .

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением , утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее - Положение № 1474 ). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее - Требования № 362 ).

Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 - 2017 годы.

К сведению

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474 ).

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

  1. назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации служащего;
  4. назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ ).

Форма обучения

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499 :

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Согласно п. 2 Требований № 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.
Обратите внимание

Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362 , согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы - не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований № 362 , а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362 ).
Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362 ).

Стажировка

Согласно Требованиям № 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ .

То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2-4297 . В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками.

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года - в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р .

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

К сведению

Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 - 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474 .

Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».



error: Контент защищен !!