Профессиональное самоопределение личности. История вопроса. Профессиональное самоопределение Проблема профессионального самоопределения в психологии

Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги. Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением. Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.

Интернет-журнал сайт может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении. Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются. Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.

Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие. Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист. Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.

Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.

Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

  1. «Хочу».
  2. «Могу».
  3. «Надо».

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

Профессиональное самоопределение учащихся

В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать. Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением. Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:

  1. Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
  2. Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
  3. Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.

Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.

В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.

Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.

Проблема профессионального самоопределения

Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей. Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:

  1. Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
  2. Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
  3. Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.

В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.

Итог

Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.

В статье представлен анализ проблемы выбора профессии молодежи, психологические аспекты выбора профессии. Многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью. В заключение автор дает рекомендации по преодолению проблемы выбора профессии личностью.

Ключевые слова: самоопределения, выбор профессии, аспекты, личность, юность, профориентация, процесс, психология, самодетерминация личности

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия.

Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим - жизненными целями, планами и ориентациями. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.

Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда.

Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Об этом пишет В. А. Ядов, подчеркивая, что при исследовании самоопределения личности «особенно ощущается плодотворность междисциплинарного подхода к проблеме. В самом деле, работы социологов показывают нам, насколько велико значение в структуре ценностно-нормативного сознания и в определении жизненных путей индивидов общесоциальных и конкретных условий их жизнедеятельности. Но из этих работ мы почти ничего не узнаем о воздействии на этот процесс собственной активности индивидов.

Исследования же психологов, наоборот, показывают, сколь велика роль индивидуально-психических особенностей в регуляции и саморегуляции поведения личности... Социальные условия принимаются в таких исследованиях либо за абстрактную „данность“, либо они учитываются в очень конкретном описании экспериментальной ситуации».

Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле «самоопределение - одновременно и самоограничение». На этой переломной фазе профессионального самоопределения, связанной непосредственно с выбором профессии, мы в дальнейшем и сосредоточим анализ, объектом которого станут юноши и девушки старших классов средней школы, для которых выбор профессии приобретает исключительно важное значение.

Начало этой фазы совпадает с переходом от детства к юности, от среднего школьного возраста к старшему. Те школьники, которые после окончания 8-го класса поступают в профтехучилища и техникумы, уже в 14–15 лет в значительной мере определяют свой трудовой и жизненный путь. Для тех же, кто продолжает обучение в школе, ситуация выбора вновь обостряется к семнадцати годам. И хотя они получают определенную профессиональную подготовку в школе, острота ситуации не снимается, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. В этой ситуации общество и личность равно заинтересованы в том, чтобы процесс профессионального самоопределения не превратился в длительную серию «проб и ошибок», неудач и разочарований, материальных и моральных издержек.

Но как избежать ошибок и трудностей, когда столь ответственное решение человек должен принять еще в школьные годы, практически не переступив ту грань, которая отделяет детство от зрелости, зависимость - от самостоятельности в решениях и поступках. Разумеется, определенное преимущество юношеского возраста как раз и состоит в том, что, быть может, наиболее важное решение в своей жизни человек должен принять, будучи свободным от груза сомнений, неизбежно сопутствующих пониманию всей сложности и ответственности предстоящего выбора. Если бы в 15–17 лет он полностью осознавал, насколько вся дальнейшая жизнь зависит от правильного выбора профессии, не исключено, что это было бы сопряжено с чрезмерным эмоциональным напряжением. Избыточная мотивация приводила бы к неопределенности, чреватой психологическим кризисом, нередко возникающим у людей зрелого возраста, когда им приходится принимать и менее ответственные жизненные решения.

Оценивая ситуацию выбора профессии, следует учитывать тот существенный момент, что сам по себе выбор - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. В последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. А следовательно, как только этот план реализуется, вновь возникнет ситуация жизненной неопределенности, в которой юноша или девушка, избравшие ту или иную профессию, будут находиться в положении человека, обладающего весьма сложным и ценным «инструментом», но не представляющим себе, для чего он ему нужен и как с его помощью добиться жизненного успеха. сложившаяся на многих предприятиях практика использования молодых работников не в соответствии с их уровнем образования и квалификации, о чем свидетельствуют социологические исследования.

Однако нельзя забывать, что даже идеальные условия подготовки и использования работников не решат проблему случайного выбора профессии, который связан прежде всего с необдуманным решением самого человека.

Слишком часто фактором выбора профессии становится «случай» - близость работы к дому, пример товарища, уверенного в правильности единственного выбора, настоятельные рекомендации родителей, имеющих возможность помочь овладеть определенной профессией, возможность получить жилье или прописку в городе и т. п. Так, по данным Аитова, 52% рабочих считали, что к выбору профессии их привели случайные обстоятельства.

Следовательно, необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим в дальнейшем мы акцентируем внимание на проблеме согласования ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, профессиональных планов и жизненных целей в различных сферах социальной жизнедеятельности. Достаточно серьезные трудности возникают в ситуации выбора профессии и в связи с тем обстоятельством, что вся система профессиональной пропаганды в социалистическом обществе сосредоточивает свои усилия на демонстрации неограниченных возможностей каждого человека в поиске своего трудового и жизненного пути.

Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием.

Список литературы

  1. Акбарова Н.М. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников.// Ташкент.: Укитувчи, 1998 38 с.
  2. ранней юности.-М.: Пеадагогика, 1981. - 95с.
  3. Умаров У.Б. Психологические самоопределения учащихся школ// Таълим № 6 2001 с 5-9
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М. : Изд. «Феникс», 1993. - 39-40 с.
  5. Казарова Е.Г.Психолога-педагогическое содействие преодолению трудностей профессионального самоопределения учащихся. дисс. кан. пед. наук. - М. -, 2002. - 168 с.
  6. Давлетшин М.Г.. Психология профессионального самоопределения. Ташкент: Изд. Укитувчи, 1991 84 с.
  7. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981.- 95 с.
  8. Дуйсенбеков Ш, Нурбуллаев Т. Своеобразие выбора профессии Старшеклассников. Материал Республиканского научно-теоретической конференции. Нукус, 1999 с 44-4510.

На пороге окончания школы выпускник определяет жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывает фундамент для дальнейшего своего развития. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии.

В IX классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе крайне сложная задача.

Еще более она усложняется в наше время - переломный исторический период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.

Выделяют 4 стадии профессионального становления.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда, и мире профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностяпродолм (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленная подготовка по избранной профессиональной деятельности и овладение всеми тонкостями профессионального мастерства. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, т.е. формирование отношение к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвёртая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии - степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества. Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей, и потребностей, существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения, и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: 1) формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение; 3) профессиональная адаптация; 4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии. На этой переломной фазе профессионального самоопределения, связанной непосредственно с выбором профессии, мы в дальнейшем и сосредоточим анализ, объектом которого станут юноши и девушки старших классов средней школы, для которых выбор профессии приобретает исключительно важное значение.

Начало этой фазы совпадает с переходом от детства к юности, от среднего школьного возраста к старшему. Те школьники, которые после окончания 8-го класса поступают в профтехучилища и техникумы, уже в 14-15 лет в значительной мере определяют свой трудовой и жизненный путь. Для тех же, кто продолжает обучение в школе, ситуация выбора вновь обостряется к семнадцати годам. И хотя они получают определенную профессиональную подготовку в школе, острота ситуации не снимается, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. В этой ситуации общество и личность равно заинтересованы в том, чтобы процесс профессионального самоопределения не превратился в длительную серию "проб и ошибок", неудач и разочарований, материальных и моральных издержек. Но как избежать ошибок и трудностей, когда столь ответственное решение человек должен принять еще в школьные годы, практически не переступив ту грань, которая отделяет детство от зрелости, зависимость - от самостоятельности в решениях и поступках.

Разумеется, определенное преимущество юношеского возраста как раз и состоит в том, что, быть может, наиболее важное решение в своей жизни человек должен принять, будучи свободным от сомнений, неизбежно сопутствующих пониманию всей сложности и ответственности предстоящего выбора. Если бы в 15-17 лет он полностью осознавал, насколько вся дальнейшая жизнь зависит от правильного выбора профессии, не исключено, что это было бы сопряжено с чрезмерным эмоциональным напряжением. Оценивая ситуацию выбора профессии, следует учитывать тот существенный момент, что сам по себе выбор - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. В последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. А следовательно, как только этот план реализуется, вновь возникнет ситуация жизненной неопределенности, в которой юноша или девушка, избравшие ту или иную профессию, будут находиться в положении человека, обладающего весьма сложным и ценным "инструментом", но не представляющим себе, для чего он ему нужен и как с его помощью добиться жизненного успеха. Не случайно наиболее высокая доля неудовлетворенных профессией и предполагающих сменить ее, наблюдается среди студентов первых курсов и молодых рабочих с минимальным стажем работы на производстве. Отчасти в этом повинны и недостаточно высокий уровень преподавания в вузах, и сложившаяся на многих предприятиях практика использования молодых работников не в соответствии с их уровнем образования и квалификации, о чем свидетельствуют социологические исследования. Однако нельзя забывать, что даже идеальные условия подготовки и использования работников не решат проблему случайного выбора профессии, который связан прежде всего с необдуманным решением самого человека. Слишком часто фактором выбора профессии становится "случай" - близость работы к дому, пример товарища, уверенного в правильности единственного выбора, настоятельные рекомендации родителей, имеющих возможность помочь овладеть определенной профессией, возможность получить жилье или прописку в городе и т.п.

Следовательно, необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность "черпает" мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что "…до своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, так как он еще не обнаружен…".

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам :

) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

) эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.



error: Контент защищен !!