История торговля в средние века. Средневековая торговля в европе. Работаем с картой
Роль купца в Средние века трудно переоценить. Большую часть жизни он проводил в деловых поездках: в одном городе покупал, в другом продавал. Дороги обычно были плохими, дожди делали их непроезжими. К тому же, проезжая по земле сеньоров, купец каждому из них платил немалую пошлину. Купцы редко ездили в одиночку и обычно были вооружены, ведь на дорогах хозяйничали разбойники.
Водные пути были удобнее сухопутных. Но и здесь имелись свои трудности и опасности: на реках - таможни (например, на Рейне их было несколько десятков), в море - штормы и нападения пиратов. Так что купец в пути рисковал богатством и самой жизнью. Именно в качестве платы за риск он продавал товары намного дороже, чем покупал их. Не связанная с таким риском спекуляция, то есть скупка и перепродажа с целью наживы, резко осуждалась.
Подобно ремесленникам, купцы объединялись в союзы - гильдии, которые защищали своих членов и подчиняли их деятельность определённым правилам.
Важнейшие торговые пути проходили по Средиземному морю, где сосредоточилась торговля Западной Европы со странами Востока. С Востока привозились предметы роскоши: китайский фарфор, тонкие ткани, пряности (перец, корица и другие приправы), благовония, драгоценные камни. Торговля ими находилась в руках двух итальянских городов-государств - Венеции и Генуи. В торговле на Балтике преобладали немецкие города, объединённые в торговый союз - Ганзу.В XIII веке венецианские купцы из семьи Поло пересекли почти всю Азию и добрались до Китая. 20 лет провёл Марко Поло на службе у великого хана. Вернувшись домой, он живо и занимательно описал диковины и богатства Востока. Его книга пользовалась огромной популярностью. В XV веке её внимательно изучал генуэзец Христофор Колумб, который решил проложить свой путь к богатствам Востока.
Купец и покупатель. Миниатюра XV в.
Наиболее оживлённая торговля велась на ярмарках. (Это слово, пришедшее из немецкого языка, означает «ежегодный рынок».) На ярмарках собирались купцы из разных стран и заключались сделки на огромные суммы. В XIII веке славились ярмарки в Шампани во Франции. Для нормального развития торговли Европа нуждалась в надёжных деньгах. По причине раздробленности имели хождение сотни видов монет, к тому же разные по качеству металла. Поэтому появились менялы - люди, которые за плату занимались обменом денег. Они брали деньги на хранение, давали в долг большие суммы (правда, под огромный процент). Постепенно столы менял, имевшиеся на любом большом рынке, превратились в первые банки (от итальянского «банко» - скамья, стол).
Развитие торговли и банков подрывало основы натурального хозяйства. На смену ему приходило новое, товарно-денежное хозяйство, при котором продукция и сельского хозяйства, и ремесла производилась в основном для продажи на рынке.
Горожане заметно отличались от сельских жителей: они были более деловыми и энергичными, гораздо больше знали о мире, были в курсе главных новостей. Они вечно спешили, ценили время - не случайно именно на городских башнях с XIII века появляются первые механические часы. Горожане стремились разбогатеть, добиться успеха. Со временем их потомки изменили облик всего мира.
Итальянские менялы. Фреска XV в.
Человечество стало обменивать, покупать и продавать товары, едва освободившись от оков первобытности. Торговля процветала во многих странах ещё задолго до начала Средних веков. Но на фоне бурного развития городов, ремёсел, на фоне обогащения культуры, науки и техники выдающимися достижениями человеческой мысли купец (т. е. торговец) становится одной из самых ярких и замечательных фигур эпохи.
В период раннего средневековья, в ту пору, когда на развалинах Западной Римской империи, словно грибы после дождя, начали появляться варварские королевства, наиболее оживлённую торговлю вели купцы арабских стран Азии и Северной Африки, Индии и Китая, а также Византии - государств, давно славящихся многолюдными городами и искусными ремесленниками. В VII-X вв. суда арабских купцов бороздили воды Средиземного моря и Индийского океана. По их берегам основывались фактории (поселения торговцев). С восточного побережья Африки вывозились рабы и слоновая кость. Удавалось достигать берегов Индии и даже Китая.
В XI в. на мировой арене появляется, наконец, европейский купец. Простор для его деятельности был уже достаточно велик: несмотря на господство натурального хозяйства, всё больше людей нуждались в разнообразных изделиях и товарах, которые доставляли издалека. Закипела торговая жизнь на морях Южной и Северной Европы, крупных реках, на сильно обветшавших, но сохранившихся с римских времён дорогах.
По мере перехода от раннего средневековья (V- XI вв.) к развитому (XII-XV вв.) и позднему (XVI в. - середина XVII в.) облик купца существенно изменялся.
Купец раннего периода был воинственным человеком. Торговля и грабёж шли в то время рука об руку. Особенно это касается жителей Скандинавии - викингов, воинов-мореплавателей, наводивших страх на население многих стран Европы. Если грабительская операция заканчивалась неудачно, викинг был готов торговать или обменивать заранее припасённые товары на нужные ему вещи. И наоборот, когда чисто торговая поездка скандинава не давала желаемых плодов, он мог просто-напросто ограбить местных жителей.
Однако и купцы, брезговавшие разбоем, всегда должны были быть начеку. Отправляясь в путь по торговым делам, они подвергали себя множеству опасностей и лишений. Особенно рискованным было морское путешествие: тут и «морская болезнь», и бунт вечно недовольных матросов, и морские бури, ежегодно отправлявшие на дно десятки купеческих судов. «Счастливчик», чьи товары после крушения судна волны выбрасывали на берег, был вынужден уступать своё добро местному феодалу, в неволю к которому могли попасть и спасшиеся люди. Разные неожиданности поджидали купца в незнакомом краю.
Не меньше трудностей испытывал купец, передвигавшийся по суше. Дороги чаще всего находились в плачевном состоянии. Проложенные по глинистой или болотистой почве, после каждого дождя они превращались в грязную топь с бесчисленными рытвинами и ямами; лошади проваливались в них по грудь, повозки вязли по ступицу. Даже в XVI в. купцу приходилось всё время изменять маршрут, пробираться в объезд полями, без конца расширяя вытоптанное пространство. Большинство рек приходилось преодолевать вброд, рискуя испортить товары. Настоящие каменные или деревянные мосты и в позднее средневековье встречались крайне редко, а за проезд по ним платили дорожную пошлину и «мостовые» деньги.
Ещё более обременительные поборы взимались с купца в пору феодальной раздробленности при пересечении границы очередного герцогства или графства. Но даже уплата всех этих денег не защищала торговые караваны от нападений и грабежей. Феодалы-разбойники, выступая перед королевским судом, признавались, что они нападали на купцов, уже собрав с них обычную подать. К тому же сельская местность кишмя кишела беглыми солдатами и бродягами. Всякий путник мог подвергнуться их нападению, особенно если при нём было много денег или товара. Да и прибывшего к цели своего путешествия купца ожидал далеко не радушный приём. Во многих городах местные ремесленники сами торговали своими изделиями, а товар приезжих торговцев скупался лишь оптом, в ограниченном количестве и в строго определённое время. Чувствуя себя не совсем уютно в чужом городе, иногородние и иностранные купцы обычно останавливались на особых городских торговых подворьях, где также хранились их товары. Поистине в жизни купца было много опасностей и случайностей.
Несмотря на это, ряды торговцев множились. Надежда на большую прибыль, возможность разбогатеть, повидать заморские страны заставляли пренебрегать трудностями, влекли в торговлю предприимчивых и азартных людей, искателей приключений. Кто из них не рассчитывал на баснословный доход, который могла принести удачная торговля, даже если начать ею заниматься с небольшими наличными средствами?
Уже в начале XI в. в одном литературном источнике, характеризующем разные профессии, в уста купца вложены следующие слова: «Я полезен королю, знати, богатым и всему народу. Я вхожу на корабль со своими товарами и плыву в заморские края, продаю товар и приобретаю ценные вещи, коих здесь нет. Я провожу их с большим риском, подчас терплю кораблекрушения, теряя всё своё имущество и едва спасая собственную жизнь... Я продаю дороже, чем сам купил, с тем чтобы получить кое-какую прибыль и прокормить жену с детьми».
Однако в представлениях современников купец не сразу занял достойное место. Он, как и любой горожанин, первоначально выпадал из традиционной схемы феодального общества, которое разделялось на «тех, кто молится» (духовенство и монахи), «тех, кто сражается» (рыцарство), и «тех, кто пашет землю» (крестьяне). Постепенно реальная жизнь брала своё. Развиваясь вместе с городами, в конце XIII в. купечество достигло своего расцвета. Общественная значимость купца стала очевидной. В появившемся в это время «Сказе о купцах» говорилось:
Чтобы могла страна всем нужным ей снабдиться,
Приходится купцам в поте лица трудиться,
Чтоб всё, чего в ней нет, привезть со стороны.
Преследовать же их не должно без вины.
Поскольку по морям скитаясь беспокойным,
Везут в страну товар, за что любви достойны.
Охваченные жаждой наживы, стремлением приумножить свой капитал, купцы часто становились ростовщиками, т. е. одалживали деньги под проценты. Хотя католическая церковь в XII в. официально запретила христианам заниматься ростовщичеством, это явление было широко распространено в средние века и становилось причиной общественного недовольства купцами. Ростовщики - излюбленные персонажи средневекового городского фольклора. В одном из немецких городских рассказов (так называемых шванков) даже чёрт не несёт умершего ростовщика в ад, а брезгливо хватает его за ноги и бросает в бездну. Во многих шванках жестоко бичуется и наказывается жадность купцов. В известном рассказе купец не может спокойно выносить того, что приходится кормить слуг и тратить на них припасы. «Страдалец» притворяется мёртвым, надеясь, что от горя прислуга ничего не сможет в рот взять. Когда расчёт не оправдался, купец «оживает», но слуги, приняв воскресшего за демона, убивают его.
Многие крупные купцы становились откупщиками. Они выплачивали вечно нуждающемуся в средствах государству определённую сумму денег и за это получали (откупали) право собирать налоги с населения в свой карман. Благодаря купеческой напористости он никогда не пустовал и потраченные на откуп деньги возвращались сторицей.
Не красили средневековых купцов и «увлечения» монетной спекуляцией. Повсеместно торговцы старались извлечь выгоду из несовершенства техники чеканки денег. Поскольку монеты отбивались молотом, удары которого были неравной силы, края монет получались неодинаковыми. К тому же различалась и доля золота в монетных сплавах. Ловкие купцы сортировали монеты по весу: самые лёгкие пускали в оборот, а более полновесные удерживали, чтобы обточить их или обработать царской водкой. Добытое таким образом золото плавили в слитки и присваивали.
Честными и не очень честными способами купцы богатели. В зените средневековья они представляли уже значительную социальную силу. Богатые коммерсанты, занимавшиеся дальней сухопутной или морской торговлей, составили основу патрициата городов (см. ст. «Бюргер» и «Цех»). Купец стремился вложить свои деньги в земельные участки и здания и тем самым уберечься от полного разорения в случае неудачи очередной торговой сделки.
К огорчению купцов-патрициев, в феодальном обществе богатство ещё не гарантировало престижа, который давало знатное происхождение. Стремясь к максимальной роскоши, купцы стали строить каменные дома и даже дворцы, с особым шиком обставлять внутренние покои, предаваться охоте и другим рыцарским развлечениям, соревнуясь друг с другом в изысканности костюмов. В 1462 г. городской совет Аугсбурга в качестве наказания за растрату городских денег запретил патрицию и купцу Ульриху Дендриху надевать на себя меха соболя, куницы, бархат, носить драгоценные каменья. Трудно было сильнее уязвить его самолюбие.
Влияние крупных купцов росло. Наиболее преуспевающие из них стали приобщаться к большой политике. Масштабность мышления, выработанная в делах торговли, оказывалась при этом чрезвычайно полезной.
В развитом средневековье в Европе сформировались особые торговые «перекрёстки». В Средиземноморье находился один из них, связывавший Испанию, Южную Францию, Италию между собой, а также с Византией и странами Востока. Огромную роль здесь играли торговцы Генуи и Венеции. Про жителей этих городов говорили: «Весь народ - купцы!» С Востока привозили предметы роскоши, пряности, квасцы, вино, зерно. С Запада на Восток доставляли сукна, другие виды тканей, золото, серебро, оружие.
Другой купеческий регион охватывал Балтийское и Северное моря. В торговлю вовлекались Северо-Западная Русь, Польша, страны Прибалтики, Северная Германия, Скандинавия, Фландрия, Брабант, Северные Нидерланды, Северная Франция, Англия. Здесь торговали рыбой, солью, мехом, шерстью, льном, пенькой, воском, смолой, лесом, позднее - зерном. В XIV в. купцы более 70 немецких городов образовали торговый союз - Ганзу, которая на долгое время обеспечила им преимущества в торговле, не останавливаясь даже перед военными действиями против соперников.
Купеческие союзы городов Западной Европы назывались гильдиями и сильно походили на ремесленные цехи (см. ст. «Цех»). Вступить в гильдию позволяли взнос в общую кассу и пирушка для товарищей. Гильдии возглавляли старейшины, а порядок в них регулировался уставом. Они возникли уже в конце XI - начале XII вв. в Англии, Германии, Фландрии, Франции. Их члены сообща охраняли перевозимые товары от разбойников, вместе добивались расширения своих прав в посещаемых городах, помогали друг другу в случае утраты товаров, могли выкупить попавшего в плен собрата. Особыми привилегиями обладали члены гильдий в родном городе. Они имели монопольное (т. е. исключительное) право на наиболее доходную - розничную продажу импортных товаров. (Отметим, что в России с XVIII в. термином «гильдия» стали называть сословные объединения купцов, выделяя в зависимости от размера их капитала три гильдии.)
С XII в. жизнь европейского купечества неразрывно связана с ярмарками - ежегодными торгами, на которые съезжались купцы разных стран. В XIII в. наиболее знаменитые ярмарки устраивались во французской Шампани. В XVI в. прославились Лионские ярмарки. В Лондон купцов манила ярмарка, приуроченная к празднику Св. Варфоломея, в Венецию - ярмарка Вознесения. Здесь купцы продавали свои товары и делали покупки, узнавали о ценах в разных странах, у менял (будущих банкиров) обменивали монеты одной страны на деньги другой, заключали сделки и основывали компании. Что только не продавалось на ярмарке! Вот список покупок, которые приказала сделать на Лионской ярмарке одна высокородная особа: «...пряности, конфеты, сахар, бочонок мальвазии, тюк миндаля, столько же риса и марсельских фиг, много солёной рыбы к великому посту - тунцов, трески, дельфинов и анчоусов, шафран, три стопы тонкой белой бумаги, 60 фунтов парижского льняного полотна, тесьму, ленту, иголки, зеркала, ошейники для борзых псов, перчатки для соколиной охоты...» Закончив все дела, купец мог отдохнуть: на ярмарке развлекали народ жонглёры и плясуны, бродячие музыканты и актёры. Устраивались фейерверки, иллюминации.
Среди купцов было много образованных людей. Серьёзно рассчитывающий на успех купец должен был знать грамоту и счёт, иностранные языки, иметь представление о законах и обычаях других стран, разбираться в юриспруденции и морском деле. Не случайно в XIII-XIV вв. западноевропейское купечество создавало свои особые, так называемые гильдейские школы. Активно занимаясь торговлей, купцы невольно помогали развитию разных наук, особенно географии. Почти все первые путешественники были купцами. Венецианец Марко Поло, много лет путешествовавший по Китаю и Центральной Азии, описал свои впечатления в книге, которая издавалась в Европе на многих языках. Русский купец Афанасий Никитин, первым из европейцев побывавший в Индии, оставил интереснейшие записки - «Хождение за три моря».
К позднему средневековью торговля начинает
Торговое судно.
тесно переплетаться с финансовой и промышленной деятельностью. Многие купцы, менялы, ростовщики накопили большие суммы денег. Нередко они открывали первые банковские конторы, брали деньги на хранение, выдавали кредиты, через своих агентов переводили заинтересованным купцам деньги из одной страны в другую. Первые банки возникли в городах Северной Италии - в Ломбардии. (Сегодня об этом напоминает слово «ломбард», обозначающее современное кредитное учреждение.) Торговые и финансовые сделки стали тщательно оформляться, в обиход вошли векселя (письменные долговые обязательства). Богатый купец мог не трястись на корабле или в повозке, а избежать утомительного путешествия, оставшись в своей конторе, откуда и руководил своими агентами в нескольких городах.
Предприимчивый коммерсант привозит издалека или скупает у местных крестьян какое-либо сырьё (например, шерсть) и раздаёт его на переработку ремесленникам. Получив готовую продукцию (например, ткани), купец пускает её в продажу. Ремесленники, получая от купца-предпринимателя сырьё и плату за труд, постепенно превращаются в наёмных рабочих, купец всё больше напоминает буржуа. Так складывается рассеянная мануфактура (т. к. работники не сосредоточены в одном помещении) - первое капиталистическое предприятие.
В то же время купеческие гильдии вытесняются торговыми компаниями - особыми организациями купцов. Компании также создавались для того, чтобы вести торговлю с наименьшим риском. Если корабль для перевозки товаров нанимали несколько купцов сообща, то в случае кораблекрушения убытки раскладывались поровну и были терпимы для каждого компаньона. В отличие от гильдий компании были малочисленны и создавались на определённое, подчас непродолжительное время.
Самые первые торговые компании появились в итальянских городах (Генуя, Венеция, Флоренция
и др.) ещё в XII в. и состояли всего-навсего из двух человек. Купец или банкир (часто это было одно лицо), владелец денежного капитала или корабля оставался на родине, а купец-навигатор вёз и сбывал товары на чужбине. 3/4 полученной прибыли доставалось владельцу капитала, а купец-навигатор, подчас рисковавший жизнью, мог рассчитывать лишь на 1/4 часть. Если капитал вносился обоими компаньонами, то и прибыль делилась пропорционально взносам. Позднее число компаньонов увеличилось. Часто ими становились представители родственных семей. Благодаря своим большим денежным фондам компании включались в банковские операции, в промышленное производство.
Значение торговых компаний резко выросло после великих географических открытий, которые привели к небывалому расширению мировой торговли. В её орбиту вовлекались огромные территории стран Азии, Америки, Африки.
В XVI в. наиболее знаменитые торговые компании действовали в Англии, где зарождение капиталистического производства шло самыми быстрыми темпами. Стремительно развивающиеся английские мануфактуры выпускали товары, пригодные для экспорта. Правительство давало самым богатым купцам монопольное право торговать с каким-либо регионом. Об основных направлениях торговли говорят названия самых знаменитых компаний: Восточная, Московская, Марокканская, Левантийская, Гвинейская. О какой-либо конкуренции не могло быть и речи. Цены росли как на дрожжах, а коммерсанты получали огромные барыши. Это позволяло компаниям вносить большие платежи в казну и даже давать взаймы коронованным особам.
В 1600 г. основывается Ост-Индская компания, получившая право торговать с Индией и соседними странами. В распоряжении коммерсантов были самые быстроходные английские суда. На них вывозили изделия английского производства, особенно шерстяные ткани, а ввозили помимо предметов роскоши сырьё - хлопок-сырец, сахар, селитру, красители и др.
Осваивая новые рынки сбыта, торговые компании часто готовили почву для колониальных захватов. Не случайно свои торговые поселения в Индии англичане превращали в крепости. Торговые компании начали сходить со сцены уже в начале Нового времени, уступая место новым, более соответствующим капиталистической эпохе формам коммерции.
Коммерческая деятельность торговых компаний Западной Европы периода позднего средневековья ознаменовала вершину предприимчивости средневекового купца.
Ярко выраженными чертами характера европейского купца стали цепкость ума, выносливость и жизнестойкость, упорство в преодолении трудностей, смелость и решительность, предприимчивость, стремление к обогащению. Будучи тесно связан с феодальным укладом, купец выступил на закате Средневековья провозвестником нового социально-экономического порядка - капитализма.
Торговля в средние века являлась делом очень трудным и опасным. Крупные партии товаров можно было перевозить только или по разбитым, ухабистым грунтовым дорогам. За проезд через владения каждого феодала купец должен был платить пошлину. Пользование мостами и переправами также было платным. Например, чтобы провезти товары по всему течению французской реки Луары, нужно было 74 раза платить пошлину. И когда купец довозил товар до места продажи, нередко оказывалось, что он заплатил пошлин больше, чем стоил самый товар. К тому же феодалы часто грабили купцов на проезжей дороге. А если ломалась телега и товары падали на землю, они переходили в собственность сеньора данной земли. Отсюда и пошла поговорка: «Что с воза упало, то пропало».
В средневековой Европе было два главных морских торговых пути. Один вёл через Средиземное море на Восток. Этим путём в Европу привозили много товаров из стран Азии и Африки - шелка, ковры, оружие. Чрезвычайно ценились в Европе восточные пряности, особенно перец. Он служил не только приправой к пище, но и лекарством от желудочных болезней. Сначала главную роль в торговле с Востоком играли византийские купцы. Потом её взяли в свои руки купцы двух итальянских портовых городов - Венеции и Генуи.
Второй морской торговый путь проходил через Северное и Балтийское моря и связывал Англию, Францию, Северную Германию, Фландрию, скандинавские страны, Польшу, Прибалтику, Русь. Заметное место принадлежало здесь русским городам - Новгороду и Пскову. По этому пути перевозились ткани и другие ремесленные изделия на Русь, в Швецию и Польшу, а отсюда на запад шли хлеб, корабельный лес, лён, воск и кожи.
Кроме того, существовало два главных речных пути. Один из них вёл из Адриатического моря по реке По через альпийские горные перевалы к реке Рейн и в Севернее море. Этой дорогой южные и восточные товары попадали в Северную Европу. Другой по реке Неман или по рекам Неве, Волхову и Ловати вёл из Балтийского (Варяжского) моря через Днепр в Чёрное (Русское) море и Византию. На Руси эту дорогу называли путём «из варяг в греки».
Ярмарки и банки
Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.
Этим же менялам отдавали деньги на хранение. Так появились банкиры (от итальянского слова «банка» - скамья, на которой они сидели во время ярмарок). Банкиры - владельцы банков, то есть хранилищ денег, быстро превратились в очень богатых людей, перед которыми заискивали даже короли и князья.
Товарно-денежное хозяйство
Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.
И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.
С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.
Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.
Но жизнь крестьян стала ещё более тяжёлой. Феодалам нужно было всё больше денег для того, чтобы покупать в городе различные предметы, дорогое оружие, тонкие сукна, вина, пряности. Эти деньги они стремились получить от крестьян и стали требовать уплаты оброка деньгами. Почти все деньги, которые крестьянин получал от продажи продуктов в городе, он должен был отдавать феодалу. Другие феодалы сами стремились выручить побольше денег от продажи собственных продуктов на городском рынке. Для этого они увеличивали оброк продуктами или заставляли крестьян больше работать на барщине. Феодальный гнёт становился невыносимым. Крестьяне всё чаще восставали против феодалов.
Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.
К ХI веку в Западной и Центральной Европе сократились пространства, занятые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Площади пахотных земель значительно расширились. Двуполье заменялось трехпольем. Улучшалась, хотя и медленно, техника сельского хозяйства. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Больше стало садов, огородов, виноградников. Продукты земледелия стали разнообразнее, росли урожаи. Появилось много мельниц, обеспечивающих более быстрый перемол зерна.
Для изготовления железных орудий труда требовалось много металла. В Европе возросла добыча железной руды; усовершенствовалась плавка и обработка металлов. Развивалось кузнечное и оружейное дело. Население Европы уже не довольствовалось льняной одеждой. Распространялась выделка тканей из шерсти. С установлением феодального строя в хозяйстве произошли большие сдвиги: развивались как земледелие и скотоводство, так и ремесло.
В период раннего средневековья крестьяне сами мастерили нужные им вещи. Но, например, для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. Среди крестьян выделялись “умельцы” – знатоки того или иного ремесла. В их семьях издавна накапливался трудовой опыт. Чтобы успешно заниматься своим делом, ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло должно было стать их главным занятием. Развитие хозяйства приводило к постепенному отделению ремесла от земледелия. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей – ремесленников.
Вещи, сделанные ремесленниками, были прочнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. В изделиях опытных мастеров нуждалось все больше людей. Но при сборе оброка значительную часть изделий “умельцев” бесплатно забирал феодал. Поэтому ремесленники убегали из поместий и переходили с места на место в поисках заказчиков и покупателей. Со временем бродячие ремесленники оседали. Их поселения возникали на перекрестках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Сюда часто приезжали, а потом и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи. В этих местах ремесленники могли сбыть свои изделия и купить сырье. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разделение труда между городом и деревней: в отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли.
Ремесленники производили все больше товаров – вещей для продажи. Они нуждались в сырье для изготовления своих изделий, в хлебе и других продуктов питания. С улучшением сельского хозяйства у крестьян оставались излишки, которые они везли продавать на городской рынок. Город был центром торговли с окружавшей его местностью.
Натуральное хозяйство в Европе сохранялось, но постепенно развивалось и товарное хозяйство. Товарным хозяйством называется такое хозяйство, при котором продукты труда производятся для продажи на рынке и обмениваются при посредстве денег.
Торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. На суше купцов грабили “благородные” разбойники – рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками.
Чтобы защитится от грабителей, купцы объединялись в союзы – гильдии. Они нанимали охрану и путешествовали большими группами.
Оживление торговли потребовало улучшения дорог. В некоторых странах, ранее всего во Франции, короли приказывали мостить главные дороги. Через реки строили деревянные и каменные мосты. Были значительно усовершенствованы корабли.
ТОРГОВЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Вопросы в тексте параграфа
Что способствовало широкому развитию торговли в Арабском халифате и Византийской империи?
Византийская империя благодаря своему географическому положению находились на перекрестках торговых путей. Это давало ей исключительные преимущества в торговле. Византия торговала и с Западом, и с Востоком. Арабский халифат тоже начинался с нескольких городов вдоль торговых путей. Впоследствии с присоединением новых стран, развитие торговли стало еще более интенсивным, поскольку при сильном централизованном правлении торговля стала безопасной и комфортной. Арабы активно занимались и международной торговлей, поставляя в Европу пряности и украшения.
Какие беды приносили населению европейских стран феодальная раздробленность?
Во времена раздробленности феодалы постоянно воевали друг с другом, решая все свои вопросы при помощи оружия. Естественно, страдало от этого в первую очередь простое население. Ведь для того, чтобы ослабить противника, не нужно даже атаковать его хорошо укрепленный замок. Достаточно уничтожить его крестьян, сжечь поля, разорить деревни – и враг лишится своих доходов.
Работаем с картой
В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. Найдите места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. Какие торговые города соперничали на Средиземном море? Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?
- Множество городов и крупных ярмарок было на севере и северо-востоке Франции и в Священной Римской империи. Эти страны стали крупнейшими правопреемниками империи Карла Великого и переняли все достижения античных государств и империи франков.
- Самые известные ярмарки были на севере франции в Брюгге, на северо-западе в Реймсе (Шампань), а также в крупных городах Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Кёльн, Бремен, Любек, Магдебург, Прага, Милан и т.д.
- На Средиземном море соперничали два торговых города-республики Генуя и Венеция.
- В Ганзу входили города, расположенные на севере и северо-востоке Европы, начиная от Лондона, Брюгге, Амстердама, Кёльна, Бремена, Любека… Всего в год основания Ганзы в нее входило около 70 городов. По мере роста союза в его составе было до 300 городов и портовых поселений.
- Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.
Обобщение информации параграфа
1. Почему рост городов вел к расширению торговли?
Города были центрами ремесленного производства. Товары, производимые ремесленниками, использовались не только для собственного потребления, но в большей степени для продажи или обмена. Большое количество товара продавалось на городских ярмарках. Постепенно, ярмарки стали центрами не только для торговли с близлежащими территориями, но и для международной торговли. Городские купцы осваивали все новые и новые торговые маршруты.
2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?
Товары для продажи приходилось перевозить на большие расстояния. Между городами и селениями были огромные пространства с полями, лесами, горами, реками. Зачастую между селениями не было пригодных дорог. Купцам приходилось не только выдерживать трудности путешествия, но и опасаться диких зверей и разбойников.
3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? Для ответа используйте карту.
Сухопутные торговые пути опутывали всю территорию Западной Европы. Многие города были крупными ремесленными и торговыми центрами. Особенно можно выделить города Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн. А также города Франции и Кастилии Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.
Морские торговые пути связывали города Северной Европы, скандинавские страны и северо-восточные города Руси. Наиболее важным в северной морской торговле считался Ганзейский торговый союз, объединивший сначала более 70 европейских городов (в последствии до 300 городов), а также русские города (Новгород, Архангельск), шведские и норвежские города (Стокгольм, Берген) и английские (Саутгемптон, Уинчестер и Лондон). На севере Европы крупные торговые города предпочли объединиться в союз, чтобы диктовать свои условия торговли.
Торговля с южными и восточными землями (Северная Африка, Египет, Сирия, Крым, Кавказ) велась через море в основном итальянскими торговыми городами-республиками Генуя и Венеция, которые постоянно враждовали между собой. Также большую роль в восточной торговле по- прежнему играли Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, прибрежные города Сирии и Палестины.
4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.
Ганза – крупнейший политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XIII века. В регистр Ганзы в разные времена входили до 300 городов, из них около 100 прибрежных портовых городов. Под ее влиянием находилось до 3 тысяч населенных пунктов. Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.
Значение Ганзейского союза невозможно переоценить, так как именно это явление в мировой экономике заложило основы международной торговли. Создание Ганзейского союза стало ответной реакцией европейских купцов на раздробленность государств Европы в Средневековье. Союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.
Город Любек – сердце Ганзейского союза. В 1158 году имперский город быстро достиг расцвета, так как он с торговлей вышел в Балтийское море, а затем на острове Готланд была основана германская торговая компания. Готланд имел удачное расположение в море. Таким образом, в его порты входили корабли, чтобы команды могли отдохнуть, а судно привести в порядок. Спустя 100 лет, а именно в 1241 году, торговые союзы Любека и Гамбурга заключили сделку для защиты торговых путей, пролегавших между Балтийским и Северным морями. Так в 1256 году образовалась первая торговая группа приморских городов: Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Гданьск, Рига, Люнебург, Висмар, Росток и другие. Известно, что в год основания Ганзейского союза в него входило до 70 городов.
Участниками союза было решено, что все представительские дела будет вести Любек, так как его сенаторы и бургомистры считались более способными управлять торговыми делами. Кроме того, именно этот город взял на свой баланс расходы на охрану кораблей.
Руководители Ганзейского союза очень умело использовали положительные обстоятельства для того, чтобы прибрать к своим рукам торговые дела на Северном и Балтийском морях. Таким образом, у них появилась возможность по своему усмотрению устанавливать стоимость на товары, а также они стремились обрести влияние в странах, где существовал для них интерес, а также различные привилегии. Например, право на то, чтобы свободно организовывать колонии и торговать; право на приобретение домов и дворовых мест с представлением юрисдикции. Были такие случаи, когда опытные, политически талантливые и осмотрительные руководители союза умело пользовались слабыми сторонами и тяжелым положением соседних стран. Они косвенным или прямым путем ставили государство в зависимое положение для того, чтобы добиться нужных результатов.
Спустя несколько веков после основания союза в его состав входило почти двести городов. Развитию Ганзы способствовали единая денежная система, равноправие родных языков, а также равные права жителей городов данного союза. Примечательно, что ганзийцы распространяли идеи о здоровом образе жизни. Они активно внедряли представляемый ими деловой этикет. Открывали клубы, где купцы обменивались опытом и бизнес идеями, а также распространяли различные технологии производства продуктов и товаров. Популярными стали школы для начинающих ремесленников, которые открывались на территории Ганзейского союза. Считается, что для Средневековой Европы это было инновацией. Многие исследователи отмечают, что Ганза сформировала цивилизованный образ современной Европы, который мы сейчас с вами наблюдаем.
5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?
Ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в тавернах и лавках. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.
Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. Также крупнейшие ярмарки средневековья проводились в Антверпене, Женеве и Лионе.
6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?
Менялы занимались обменом наличных денег. Поскольку в разных странах, да и на разных территориях существовали различные по весу и составу драгоценных металлов денежные носители, для осуществления торговли нужно было привести их все к единому значению. Менялы взвешивали монеты, проверяли их на подлинность, постоянно держали запасы монет различных государств. Естественно, за обмен монет менялы брали комиссию.
Ростовщики давали деньги в рост, т.е. ссуды под проценты. Они ссужали деньги крестьянам, ремесленникам, феодалам для покрытия их расходов на определенные нужды.
В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. Менялы, объединяясь в товарищества, часто покупали право чеканить собственные монеты. Купцы стали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредотачивая у себя вклады купцов, менялы могли осуществлять безналичные расчеты между ними, без длительной процедуры, которая бы потребовалась для взвешивания и определения качества монеты.
Эти профессии возникли прежде всего для обеспечения развивающейся торговли и ремесленного производства. Они упрощали процедуру торговли, а также давали возможность расширить ремесленное производство за счет приобретения сырья, нового здания, новых орудий труда и т.д.
1. Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ей?
Развитию торговли мешали еще пока не развитые пути сообщения, опасности во время пути (нападение диких зверей, разбойников, военные действия), многочисленные поборы на таможенных пунктах у каждого феодала, постах, заставах, высокие процентные ставки у ростовщиков.
Развитию торговли способствовало увеличение объемов товарного производства, начало восстановления дорог и строительство новых путей, развитие денежной системы и совершенствование финансовых операций.
2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу».
Через три дня я отправляюсь с караваном на ярмарку в Шампань. А неделю назад я вернулся с на кораблях моей гильдии из торгового похода в Сирию, привез товары, которые смогу выгодно продать на севере. Я люблю плавать на венецианских кораблях и посещать разные страны, но путешествовать по суше все-таки я люблю больше. Как-никак под ногами твердая земля. Если на караван нападут, конечно, придется сражаться не только охране каравана, но и мне, однако на земле всегда есть возможность убежать. А куда убежишь на море при нападении пиратов? Вот поэтому я и отправляюсь из славного торгового города Генуи на северо-восток Франции по суше, а не по морю. К тому же так будет быстрее, чем огибать на корабле всю Италию, Кастилию, а потом посуху долго добираться до ярмарки в Шампани через всю Францию. Традиции традициями, но это невыгодно.
Конечно же я еду не один, со мной едут еще пять купцов из нашей гильдии. Мы отобрали товары для продажи – на севере очень ценятся восточные пряности, тончайшие шелка, заморские вина и мечи из дамасской стали. Финансовое обеспечение похода мы тоже распределили поровну и наняли охрану, поделим и многочисленные таможенные расходы. Часть денег мы уже перевели в Шампань через городского банкира. Путь неблизкий и опасный, через Милан, горы Альпы до Цюриха, а потом до Реймса. Но ведь судьба любит рьяных и удачливых. Это про меня. Я обожаю сам дух путешествия. Возможно, нам не раз придется вынимать мечи из ножен, но оно того стоит.
И пускай святоши говорят, что наше дело не угодно Богу. Они говорят, что мы наживаемся на потребностях других, ничего не делая сами. Они просто не понимают, какие трудности нам приходится преодолевать во время путешествия – мерзнуть на ветру, спать под дождем или снегом, идти впроголодь, защищать караван от волков и от тех, кто похуже волков – людей. Буквально вчера мне пришлось осадить отца Клементия. Я как раз шел из собора с обязательной для всех торговцев проповеди римского посланника Бенедикта. Да-да, все купцы обязаны посещать проповеди папских посланников под страхом отлучения от церкви. Так вот, после проповеди меня остановил отец Клемент и спросил, был ли я в соборе сегодня. Я ответил, что, конечно, был, стоял в первых рядах и слушал как отец Бенедикт клеймит позором всех торговцев, называя наше ремесло не угодным Богу. Тогда отец Клемент спросил меня, не считаю ли я свое занятие постыдным и порочным. Я уже и так был на взводе, поэтом честно ему ответил, что не считаю, и укорил его самого, напомнив, что его брат не далее как вчера отправился на ярмарку в Труа, закупившись у меня английским сукном. Святоша поник и заявил, что его брат вынужден торговать, чтобы добывать средства для возведения новой колокольни. Вот это для меня было откровением, поскольку на прошлой неделе отец Клемент просил у меня сто флоринов на починку этой колокольни. Неужели колокольня уже успела устареть, даже не будучи построенной? Об этом я и спросил отца Клементия. На его лице выступили капельки пота, он начал что-то лепетать, что те сто флоринов он просил для одного бедного монастыря далеко за городом, но я прервал его ложь. «Довольно сочинять! Не бери еще один грех на душу, у тебя их и так много, - в сердцах прокричал я. – Молись, чтобы господь простил тебе твою ложь, а за меня не беспокойся. Мне моих денег хватит, чтобы прикупить себе приличное место в раю». С тем и разошлись. Мы пропускаем их проповеди мимо ушей, поскольку прекрасно знаем, на чьи деньги живут святоши и папский престол – на наши деньги, заработанные торговлей.
3. Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения?
Средневековые купцы, ремесленники, крестьяне и феодалы создавали свои объединения для защиты собственных интересов, продвижения своей политики, установления определенных правил внутри сообщества.
4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своем деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом?
Безусловно, средневековый купец должен был обладать смелостью, небольшим авантюризмом, смекалкой, коммуникабельностью, красноречием и деловой хваткой. Все эти качества нужны были для того, чтобы отправиться в длительное путешествие, полное опасностей, договориться с покупателем, убедить его купить товар как можно дороже, отстоять свою торговую позицию и зачастую с оружием в руках защитить себя. Наверняка, многие из этих качеств пригодились бы в наши дни людям, занимающимся бизнесом, естественно, кроме качеств, обеспечивающих отстаивание собственных интересов с оружием в руках.
5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу – временем. Поясните эту мысль.
Ну, это не совсем так. Конечно, богословы зачастую осуждали ростовщичество, но не то, что ростовщики дают ссуду, иногда под залог чего-нибудь, а то, что берут за это необоснованно высокие проценты. Вот основные аргументы против «процента на капитал», которые приводили известные богословы.
- Епископ Коваррубиас говорил: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаем вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».
- Богослов Фома Аквинский утверждал: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться». Ряд христианских богословов развили эту мысль: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды.
- Также Фома Аквинский выдвигает весьма своеобразный аргумент, который далеко не всем поддерживался, что так как величина процента зависит от периода времени, то ростовщик продает время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.
При этом складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь порицает ростовщичество, было время, что даже пыталось запретить его. С другой стороны, аббатства и монастыри, бывшие крупными и богатыми финансовыми центрами, активно давали ссуды, формально беспроцентные. Правда закладывались такие условия, что так или иначе аббатства получали свою выгоду в том или ином виде. Аналогичная ситуация была и в средневековой Руси, однако ростовщичество преследовалось законом лишь в случае необоснованного завышения процентной ставки.
В Арабском халифате ростовщичество было так же запрещено. Сегодня этот запрет в арабских странах сохраняется, однако разрешается вести кредитную деятельность со строго регламентированной процентной ставкой.
У иудеев было запрещено отдавать деньги в рост только единоверцам. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Возможно, именно поэтому практически все ростовщики были евреями.
6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.
Банкрот - лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.
Банкротство - признанная неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по своим обязательствам.
Слова «банкрот» и «банкротство» произошли от итальянского словосочетания «банка ротта. Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол, за которым он сидел - banco rotto (дословно, переворачивание стола).
В наше время, чтобы стать банкротом, недостаточно разориться, нужно быть неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами. Если человек просто теряет деньги, он не становится банкротом. А если он кому-то должен и не может по требованию отдать этот долг, то он становится банкротом. При этом должник вовсе не обязательно должен не иметь вообще денег – просто их может быть недостаточно для покрытия всех долгов.