Чем отличается политика от стратегии. Разница между стратегией и политикой. Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации

Политики - это формальные правила организации, которые информируют сотрудников о принятии решений. В политике политика также может ссылаться на письменные цели агентства, которые еще не были приняты законом. Политики разрабатываются руководителями верхнего уровня, чтобы помочь стандартизировать внутренние решения своей организации и поэтому относительно негибкие и универсальные.

Что такое стратегия?

Стратегии могут принимать различные формы в рамках одной организации. Формальные стратегии, такие как стратегические планы, институционализируются на самом высоком уровне организации и помогают всем сотрудникам реагировать на неопределенные ситуации и меняющиеся рынки. Лица и команды могут также использовать свои собственные неформальные стратегии для работы, такие как продажи. Стратегии должны быть адаптируемыми, и не все в рамках организации будут следовать тем же стратегиям.

Различия между политикой и стратегией

  1. Когда он сформулирован

Политика обычно формулируется как можно раньше в организации или процессе, поскольку необходимо информировать сотрудников или общественность о том, как действовать. Политики в отношении найма и поведения сотрудников почти всегда создаются как один из первых шагов новой организации. Тем не менее, политика должна быть в состоянии быть изменена или добавлена ​​по мере необходимости в целях улучшения языка политики или адаптации к меняющимся условиям. Если сотрудники начинают сталкиваться с новой и постоянной проблемой, например, руководство может внедрить новую политику, чтобы дать им стандартизованный ответ.

Стратегия наиболее эффективна, когда организация может ее развить до начала нового проекта. Однако стратегии представляют собой широкую и гибкую категорию, и многие формы стратегии изменяются «на лету» по мере изменения рынков или условий. Например, стратегический план разработан до того, как организация начнет новое предприятие или этап развития, но команда в рамках этой организации может реализовать или устранить отдельные стратегии, как только предприятие начнет действовать.

  1. формальность

Политики являются формальными и обычно институционализированы внутри организации. В правительстве политика считается шагом перед законом. Это формальное указание на то, что правительство хочет сделать, но еще не приняло закон, регулирующий, или не нужно принимать закон, чтобы начать делать. Для частных организаций и предприятий политика может включать различные контракты и обеспечивать учет деловой практики. Таким образом, политика может считаться официальными юридическими документами.

Стратегии могут широко распространяться в формальности. Стратегические планы или официальные стратегии часто могут вытеснять политику как важнейшую официальную цель или план организации. Другие стратегии, такие как стратегии «холодной критики» команды продаж, могут быть неформальными, но все же важными для организации. Организация может использовать различные стратегии, такие как анализ SWOT, который может быть полезен, но не имеет юридического отношения к организации, в отличие от политики в области людских ресурсов или политики конфиденциальности с клиентами.

  1. Уровень гибкости

Поскольку политика аналогична или идентична письменному закону, она часто может казаться негибкой. Он разработан в соответствии с установленными обстоятельствами и поэтому нуждается только в определенном уровне гибкости; руководители или сотрудники должны быть в состоянии зависеть от стабильной политики для информирования своих решений. Однако эффективные политические системы оставляют место для обратной связи, изменения и отмены несправедливой или неэффективной политики.

Так же, как стратегия может варьироваться в формальности, она также может варьироваться в зависимости от гибкости. Стратегия должна быть в состоянии приспособиться к новым возможностям и меняющимся требованиям. С течением времени развиваются даже официальные стратегические планы и основные бизнес-стратегии. Каждая команда или агентство в организации может иметь свои собственные основные стратегии, которые адаптируются к изменениям в управлении или переменах на рынке.

  1. неопределенность

Политика не является оптимальной для решения ситуаций с высокой неопределенностью. В то время как менеджеры, пишущие политику, должны пытаться предсказать потенциальные проблемы и внешние эффекты, политика, как правило, является реакцией на известные проблемы. Хотя политика может быть очень технической, например, политикой конфиденциальности или документом «Условия обслуживания», часто вместо этого широкая структура создает прецедент того, как сотрудники должны принимать решения. Поэтому он не предсказывает или не признает новые ситуации и просто пытается оставить место на своем языке неопределенностью.

Стратегия позволяет пользователям справляться с неопределенностью в наиболее выгодном методе. Поскольку стратегия является гибкой и, по крайней мере, неформальной, ее можно быстро адаптировать по мере изменения ситуации. Большинство стратегий - это, по сути, способы устранения неопределенности или максимизации новых возможностей, хотя несколько стратегий ретроспективны и требуют от организации улучшения существующих условий.

  1. Кто это создает

Политика, как правило, создается руководством верхнего уровня в частном секторе или руководителями агентств и политиками в политическом секторе. Поскольку это повлияет на процессы принятия решений всей организации, руководство почти всегда задействовано.

Стратегия теоретически может быть создана кем-либо в организации, а отдельные люди и команды могут иметь свои собственные стратегии и планы. Тем не менее, настоящий стратегический план и миссия организации, скорее всего, будут созданы руководством верхнего уровня с участием всех отделов.Все стратегические планы и анализы должны включать членов из всех уровней организации, чтобы быть эффективными.

  1. Кто может это реализовать

Политику легко делегировать и реализовывать. Подобно правилам или законам, он должен быть универсальным. Любой член организации должен иметь возможность взглянуть на политику, чтобы принять решение.

Неформальные стратегии непросто делегировать другим сотрудникам. Стратегии должны использоваться и адаптироваться по мере возникновения ситуаций и не могут быть предсказаны точно заранее. Хотя формальный стратегический план может помочь руководству организации, отдельные лица и команды должны сами решить, какие стратегии использовать.

Таблица различий между политикой и стратегией

Резюме политики и стратегии

  • Политика и стратегия - это методы, используемые организациями при принятии решений.
  • Политики являются формальными, довольно негибкими и направляют сотрудников в отношении известных проблем. Стратегии относительно неформальны и негибкие, и помогают сотрудникам справляться с неопределенными ситуациями.
  • После написания политики предполагается использовать все в организации. Стратегии трудно передать другому сотруднику, поскольку они требуют немедленного реагирования на новую информацию.

Очень часто в различных статьях можно увидеть термины «кадровая стратегия» и «кадровая политика», «финансовая стратегия» и «финансовая политика», «ценовая стратегия» и «ценовая политика» и другие. И нам часто задают вопросы что такое «стратегия» в менеджменте и, особенно, что такое «политика» в менеджменте.

Ответ на этот вопрос дал в 1980 году Джеймс Куинн, в нем он определил и стратегию и политику: «Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001, - 688 с.].

Таким образом, политики – это правила, нормы и принципы деятельности направляющие или ограничивающие поле деятельности. А стратегия – это программа достижения поставленной цели. И политики являются составной частью стратегии.

Отметим, что политики ограничивают и направляют не только разрабатываемые программы достижения поставленных целей, но и сами устанавливаемые цели.

Основная политика предприятия – это его миссия. С социальной точки зрения это предназначение предприятия в обществе, смысл его существования в обществе. С рациональной – это его рыночная ниша, и цели и программы деятельности предприятия ограничиваются в первую очередь этой рыночной нишей.

Политики имеются в любой нашей деятельности, будь то постановка цели, подбор кадров, финансирование работ, выбор поставщиков, и т.д. При любом нашем управленческом решении мы используем, сознательно или подсознательно, различные политики, которые могут быть формальными, имеющими силу приказа, неформальными, нарушение которых влечет только порицание со стороны руководства или коллектива, и личные. При этом возможны и конфликты политик, например, личные политики могут идти вразрез с формальными.

Исходя из сказанного термины «кадровая стратегия», «финансовая стратегия», «ценовая стратегия», и другие аналогичные в большинстве своем некорректны. Они будут корректны только тогда, кога «кадровая стратегия» будет определять программу деятельности предприятия в области кадров – конкретные программы с предвидимым результатом – достижение заданной цели в области кадров предприятия. «Ценовая стратегия» только тогда будет стратегией, когда будут поставлены цели в области ценообразования и разработаны соответствующие программы с предвидимым результатом.

Таким образом, если мы разрабатываем программу деятельности по достижению поставленной цели с предвидимым результатом, то мы разрабатываем «стратегию ». Если же мы разрабатываем или провозглашаем какие-либо нормы и принципы, то мы разрабатываем «политики ».
__________________


Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегии и политики"

03.07.2014 16:12 Mariarti

То, что структура предприятия должна быть линейной – это политика?

03.07.2014 20:06 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если это просто единоличное или коллективное решение руководства – то это политика. Если же преимущество линейной организационной структуры в вашем предприятии показано в ходе проведенных исследований – то это результат этих исследований. Однако далее, когда доказательства будут позабыты, их документированный результат становится политикой.
Политика – это чаще аксиома принимаемая единолично или коллективно без формальных серьезных доказательств.
И отметим, что политика (собственно как и стратегия) – это не догма, она может пересматриваться со временем, например, при изменении внутренней или внешней среды.

Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стратегии и политики" , рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.

Имя
Текст

Стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».

Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

Для стратегического планирования характерно использование типовых классификационных группировок отдельных частных вариантов выбора направлений и характера развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных вариантов в той или иной сфере в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.

В целом комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы:

определение классификационных признаков стратегических вариантов;

классификацию стратегий;

формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов;

определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов;

формирование комплексных стратегических вариантов;

определение критериев сравнения вариантов;

анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности;

выбор комплексной стратегии;

определение критериев для пересмотра принятой стратегии;

создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц;

разработка механизмов реализации стратегии;

разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

На практике разработка стратегии - это выполнение следующих этапов:

уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики;

анализ стратегического потенциала предприятия;

определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования;

анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия, - зоне хозяйствования;

позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;

определение технологической стратегии;

формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия;

формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия;

анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия;

разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия;

разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;

определение стратегии управления.

Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Стратегия и политика предприятия 5

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОО « ПАВЛОДАРСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД» 8

Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ТОО «ПТЗ» 13

ЗА ПЕРИОД С 01.01.2008 г. ПО 01.07.2008 г. 13

2.1 АНАЛИЗ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ 13

2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

2.3 ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ 21

2.4 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Тема данного курсового проекта посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с выбором стратегии деятельности предприятия.

Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интелектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес – планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос – стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств.

Объектом исследования в данном дипломном проекте является существующая система планирования, стратегия и планирование на предприятии. Изучению подлежит оценка финансового состояния предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; состав маркетинговых предприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию; трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес – плана.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством выбора стратегии составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: появляется новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы; изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному для них занятию как борьба с конкурентами; рассчитывая получить иностранные инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по устранению недостатков в системе планирования на ТОО «ПТЗ», а также совершенствованию направлений деятельности предприятия на рынке, поиск путей улучшения действующей технологии производства, нормирования охраны труда.

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Стратегия и политика предприятия

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

анализ и оценка финансово-экономического состояния;

разработка учетной и налоговой политики;

выработка кредитной политики;

управление основным капиталом и амортизационная политика;

управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

управление заемными средствами;

управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

ценовая политика;

выбор дивидендной и инвестиционной политики;

оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;

бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

капитального бюджета.

Финансовый анализ включает следующие звенья:

оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;

распределение и оценку эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;

определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);

трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;

оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

Государственная финансовая политика может создавать более или менее благоприятные условия для хозяйственного процесса.

В доперестроечный период в Казахстане финансовая политика предприятия не могла существенно повлиять на результаты его хозяйственной деятельности. Финансовая самостоятельность хозяйственного субъекта нередко была настолько мала, что основой финансового успеха предприятия являлись факторы, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью.

После перехода к рынку предприятия обрели значительную автономность и самостоятельность, при всем том деятельность их по-прежнему во многом определяется государственной финансовой политикой и зависит от нее. В этом смысле финансовую политику предприятия следует рассматривать как динамичную категорию. Она содержательно меняется под влиянием изменений финансовой политики, проводимой областными, республиканскими (областными, райоными) и местными органами государственного управления.

Реферат >> Государство и право

... предприятием Самара 2010 Содержание Введение 1. Разработка антикризисной стратегии организации 2. Реализация выбранной антикризисной стратегии : тактика ...

  • Стратегия деятельности проектируемого предприятия

    Реферат >> Маркетинг

    ... (в случае ТОО, МП, частного предприятия ). 3.4 Стратегия роста предприятия Стратегию выбирают на основе анализа, проведенного... рынок в качестве стратегии и снижение цены в качестве тактики . Задача дальнейшего роста предприятия может быть...

  • Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации

    Дипломная работа >> Менеджмент

    ... предприятия 2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в ОАО «КамПРЗ» 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики ... выработанные на предприятии определенные стратегии и тактики управления человеческими...

    • Туровский Александр Алексеевич , доктор наук, профессор, профессор
    • Государственный университет управления
    • ВЛАСТЬ
    • СТРАТЕГИЯ
    • ОРГАНИЗАЦИЯ
    • УПРАВЛЕНИЕ
    • ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

    В статье рассматривается стратегия управления политическим процессом как основной элемент политического процесса, в которой основное внимание уделяется терминологии и понятийному аппарату, также представлены подходы к определению стратегий и компоненты политической стратегии как на государственном уровне, так и в рамках организации.

    • Государственно-частное партнерство как объект публичной политики
    • Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования
    • Механизм взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями
    • Развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

    Стратегия является одним из основных элементов не только в системе стратегического управления, но и политическом процессе, которая представляет собой обобщенную модель долгосрочных действий, необходимых для достижения поставленных целей . Принятая стратегия характеризует мотивационную направленность действий, т.е. политику . Проводимая политика может быть формализована в терминах стратегий, если удается набор таких стратегий сделать определенным и конечным числом. Как отмечает И. Ансофф, в сфере бизнеса вместо слова «стратегия» часто используется слово «политика», т.е. оба термина применяются при характеристике одного и того же явления без смыслового разделения. В связи с этим определимся с семантикой слова «стратегия», а затем осмыслить термин «политика».

    Термин «стратегия» используются во многих дисциплинах, причем в рамках той или иной научной дисциплины содержание этого понятия модифицируется таким образом, что создается видимость существования множества подходов, не имеющих ничего общего между собой. Известно, что попытки дать научное определение стратегии не раз предпринимались философами, социологами и экономистами . Анализ теоретических построений ведущих авторов показывает, что отсутствует полная ясность в понимании коренных вопросов. В литературе сформулировано немало соображений в защиту и обоснование различных точек зрения на ее природу. Почти во всех определениях можно найти зерно истины, однако глубокая сущность до сих пор остается не выявленной. Из этого можно сделать вывод, что не совпадение точек зрения выливается не только в различия между дефинициями, но и касается концептуального понимания сущности этой проблемы. Из всего этого можно сделать вывод: многообразие определений этого понятия направлено на раскрытие сложной её структуры.

    Стратегия довольно сложное и неоднозначно трактуемое понятие, которое давно вошло в обычный лексикон из области высшего военного искусства развертывания войск к бою на основе исследования закономерностей войны, планирования и ведения стратегических операций и имеет широкий смысловой спектр. Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. В самом общем виде стратегия представляет собой генеральное направление действия, будь то управление или политическая сфера, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к поставленной цели. Стратегия с точки зрения элемента стратегического процесса понятие динамичное проходит определенные этапы как реакция на происходящие изменения. На этапе процесса формирования стратегию следует рассматривать как обобщенное прошлым опытом правила, приемы действий и установки, используемые для принятия решений, обеспечивающие экономически эффективное достижение цели и бескризисное функционирование предприятия.

    Особенность стратегии состоит в том, что она носит объективный характер, поскольку отражает результат обобщения людьми прошлого опыта с учетом действия объективных экономических законов. Стратегия, воплощенная в реальные стратегические планы социально-экономического развития, превращается в генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Стратегия как элемент процесса стратегического управления понятие динамичное, проходит соответствующие этапы. На этапе процесса формирования стратегию следует рассматривать как приемы действий и установки, используемые для принятия решений, обеспечивающие экономически эффективное достижение цели и бескризисное функционирование предприятия. Другим распространенным аргументом в пользу природы стратегий является постулат о том, что стратегия - это средство реализации целей, которые служат основой для достижения целей более высокого уровня. Особенность стратегии состоит в том, что она носит объективный характер, поскольку отражает результат обобщения людьми прошлого опыта с учетом действия объективных экономических законов.

    Как известно, что существуют три подхода к определению стратегии. Первый основан на структуризации целевого пространства (сферы). При таком подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Второй подход на синтезе отдельных стратегических решений. Именно стратегия определяется как целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решений, достаточная для описания ключевых направлений деятельности предприятия. Связь стратегии с миссией здесь не подчеркивается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы стратегических решений. Наконец, третий подход представлен различными комбинированными вариантами. В конечном итоге при любом подходе, реализованном с достаточной последовательностью, содержание стратегии должно быть одним и тем же. Достоинства первого подхода связаны с априорной «встроенностью» стратегии в систему целевого пространства, преимущества второго – в более тесной связи стратегии с реализующими ее решениями.

    Ясно одно, что стратегия каким-то образом связывает настоящее и будущее, но различия между прогнозированием, долгосрочным планированием, стратегическим планированием и собственно стратегическим управлением разными авторами представляются по-разному. Одна из причин этого заключается в том, что не сформулирована единая точка зрения по поводу того, зачем управленцу необходимо знать будущее и пути к нему, что он хочет об этом знать и что он может об этом знать. Предсказание будущего когда-то было делом гадалок, колдунов и пифий, и отличие стратегического процесса от этих древнейших видов деятельности многим видится только в том, что к названиям соответствующих действий дописывается прилагательное «научный» (например, научное предвидение, научное предсказание и пр.).

    Существует три подхода к определению стратегии. Первый основан на структуризации целевого пространства (сферы) предприятия – представлениях тех или иных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия, о желательном состоянии, результатах и эволюции предприятия. В числе этих лиц могут быть представители менеджмента, работники, акционеры, инвесторы, покупатели продукции, поставщики и т.д. При таком подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Второй подход к определению понятия стратегии основан на синтезе стратегий в рамках отдельных стратегических решений. Именно стратегия определяется как целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решений, достаточная для описания ключевых направлений деятельности предприятия. Связь стратегии с миссией здесь не подчеркивается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы стратегических решений. Наконец, третий подход представлен различными комбинированными вариантами. В конечном итоге при любом подходе, реализованном с достаточной последовательностью, содержание стратегии должно быть одним и тем же. Достоинства первого подхода связаны с априорной «встроенностью» стратегии в систему целевого пространства, достоинства второго – в более тесной связи стратегии с реализующими ее решениями.

    Характеристике стратегий посвящено значительное количество монографий, учебников и статей, в которых она рассматриваются в полемической форме. Авторами научных изысканий являются как ученые различных наук, так и бизнесмены - практики, а также сами менеджеры. Учебные заведения, предлагающие программы по бизнесу, обращают первостепенное внимание на проблематику стратегии, делая особый упор на теоретические и на прикладные изыскания. В научной литературе это слово имеет различные определения, отражающие главную идею, направление акций и операций, однако и здесь отсутствует консенсус, так как у каждого автора свои предпочтения. Полемика по данной проблеме длится уже многие годы, однако единая позиция относительно природы стратегий до сих пор не сложилась. Учеными предлагаются различные формулировки, характеризующие те или иные структурные элементы или их сочетание в области стратегий. Причем определения чрезвычайно противоречивы, расплывчаты и понятийно некорректны, которые отражают лишь отдельные феноменологические особенности, а не ее сущность.

    Можно лишь со всей определенностью констатировать, что многие исследователи сосредотачивают свои усилия на изучении процесса разработки стратегии. При этом вопрос документального оформления стратегии практически не рассматривается. В связи с тем, что семантика слова «стратегия» предельно сложна, поэтому данный термин используется во многих значениях, а некоторые авторы не всегда четко представляют конкретное содержание, вкладываемое в это понятие. Сложность в восприятии стратегии связана с неоднозначной трактовкой понятий в этой области. Поэтому предельно важно в процессе теоретического исследования обратить особое внимание на базовые понятия стратегии.

    В концептуальных построениях стратегия рассматривается как «план», т.е. сознательно выбранный курс действий; как хитроумный «маневр» - средство обойти конкурента, как «шаблон логичного последовательного поведения», выбранный сознательно либо сложившийся стихийно; как позиция для определения места организации в среде ее функционирования, как метод конкуренции, как набор правил, как генеральный план. И, наконец, как «взгляд» на внешнюю среду, т.е. устоявшаяся в организации форма восприятия окружающего мира. В понятие стратегии включается несколько направлений, связанных с переходом из соответствующего состояния в желаемое; направлением развития на основе анализа сил и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности; спланированной реакцией на изменения внешней и внутренней среды; достижением конечного результата и моделью стратегического поведения.

    Понятие категории «стратегия» и ее сущность нашли широкое отражение в фундаментальных зарубежных работах, где каждый из авторов придерживается собственных воззрений на содержание и процесс построения стратегии. В связи с этим общепринятого, четко выраженного понимания сущности стратегии отсутствует в научных источниках информации . Такая ситуация сложилась как в научной, так и учебной литературе, поэтому интеллектуальная мысль все активнее стремится выявить реальную природу стратегий. От содержания исходного и кардинального понятия во многом зависит направление теоретического исследования. Это обстоятельство вызывает необходимость проведения ретроспективного анализа взглядов ученых на эту проблему и обоснования особенности формулировок понятия «стратегия» в зарубежной экономической литературе.

    Термин «стратегия» в западной литературе в условиях функционирования реальной рыночной экономики часто понимается как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Общеизвестно, что любое понятие должно отражать сущность объекта исследования, т.е. то, что его выделяет в ряду других явлений. Подобное определение мало, что дает в понимании сущности данной категории и раскрытии родовых особенностей. В наиболее общем плане это определение в принципе не вызывает возражений, но оно содержит в себе общее содержание.

    Слово «стратегия» вошло в лексикон политического управления и постепенно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой или деловой политикой. При этом часто употребляется в общем смысле, обозначая принятие широких долгосрочных мер или подхода. Термин «политика» в разных теориях и концепциях имеет разное толкование. В теории исследования операций под политикой понимается описание различных правил и процедур управления различными повторяющимися ситуациями. В отличие от операционного понимания, в концепции общественных отношений политика представляет собой искусство управления государством, деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями. В разговорном языке под политикой понимается «образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми». В стратегическом управлении политика - это возможное, а не обязательное решение, в отличие от правила принятия решений, которое называется стратегией. В связи с отмеченным следует, что политика и стратегия являются непременными инструментами управления производством и политическим процессом.

    Стратегия управления политической деятельностью (политическая стратегия) – это набор действий и тактических приемов, применяемых организациями в политической сфере для сохранения своей позиции, обеспечивающей ее преимущества и влияние на других участников процесса. Изменения в политической и социальной среде, если их рассматривать с точки зрения конкурентных возможностей организаций, вызывают перемены трансформационного характера. По мнению Овчеренко А.Н., политическая стратегия есть главный элемент стратегического политического управления, включающий в себя наиболее долговременные принципиальные установки, планы и намерения субъектов политической деятельности в отношении перспектив своего политического будущего. Исключительно важным моментом в разработке политической стратегии является следование определенным выработанным политической практикой правилам (требованиям). Управление в политической деятельности существует в виде управленческих стратегий и их реализации .

    Политическая стратегия может осуществляться на формальных правительственных и не формальных аренах. В качестве формальных правительственных арен используются избирательные компании, законодательные, исполнительные и юридические системы . Не формальных – общественное мнение, действия медийных средств, не формальные отношения с местными группами, а также виды деятельности локального и регионального масштаба. При помощи политической стратегии стремятся получить позиции, обеспечивающие им постоянное или временное преимущество.

    Политическая стратегия включает в себя наиболее долговременные принципиальные установки, планы и намерения субъектов политической деятельности в отношении перспектив своего политического будущего. Стратегия управления политической деятельностью (политическая стратегия) является важнейшим средством обеспечения национальной безопасности, выживаемости страны в условиях конкурентного сосуществования с другими государствами. Исходным пунктом формирования стратегии политической деятельности является, прежде всего, осознание невозможности сохранить и укрепить позиции в наличных условиях, опираясь только на традиционные подходы в политике. Это диктует необходимость переориентации методов управления в политической деятельности с опоры на уже достигнутые результаты на изучение ограничений, определяемых внешней средой. Отсюда основной акцент при разработке стратегии политической деятельности делается на анализ конкретных политических сфер для оценки благоприятного проникновения в них, их использования для укрепления своих позиций, а также исследование конкурентоспособности политических противников и оппонентов.

    Политические стратегии различаются по степени сложности и по абстрактности. Наиболее сложные стратегии включают множество этапов и подэтапов. Часто признаком стратегии является вариативность: в зависимости от действий других субъектов социально-экономической и политической деятельности, одна и та же цель может быть достигнута различными путями. С учетом того, складывается ли стратегия стихийно, в процессе управления, либо спланирована заранее и затем лишь осуществляется, степень вариативности может изменяться: при постепенно формирующейся стратегии она выше, при плановом подходе - ниже, за счет выбора наиболее эффективных действий и учета наиболее предсказуемых действий других субъектов.

    Структура политической стратегии может быть представлена в виде следующих компонентов:

    • система политических целей;
    • совокупность предположений о развитии ключевых факторов внешней среды и действиях политических оппонентов (противников);
    • политические приоритеты в реализации поставленных целей;
    • политические ресурсы;
    • политические принципы;
    • ключевые факторы успеха в достижении поставленных целей .

    Безусловно, планомерность развития любого процесса реализуется в виде планов и программ различного уровня и содержания. Однако целевой характер стратегического воздействия существует не сам по себе, а в отрыве от системных связей с внешней средой, который не самодостаточен, так как направлен на адаптацию объекта воздействия к внешним изменениям, опосредует их. Реализация стратегии не следует абстрактным ориентирам, а должна быть направлена на более глубокие процессы политического развития. Это дает возможность представить политическую стратегию как комплекс целей и путей их достижения. Следует подчеркнуть неотделимость постановки целевых ориентиров от процессов их достижения, как процесс, находящийся в состоянии постоянного развития, обновления. Это приводит к мысли, что в политических исследованиях стратегия рассматривается функционально и направлена на развитие своего объекта только косвенно через постановку ориентиров, которые могут считаться более прогрессивными по сравнению с сегодняшней ситуацией. Иными словами, стратегия здесь связана с постановкой целей и направлена на достижение определенного их качественного состояния.

    Политическая стратегия также может осуществляться на уровне организации. Предприятия все больше понимают необходимость разработки политических стратегий, в явном виде учитывающих их вовлеченность в политическую и социальную жизнь. Организациям необходимо хорошо разбираться в политических и социальных характеристиках среды, в которой они действуют. Они должны постоянно осуществлять мониторинг перемен в политической среде, в которой они действуют, и выделять управленческие команды для разработки наиболее подходящих стратегий. Организации могут не только реагировать на политические и социальные характеристики своей среды, но и в определенной степени влиять на них. Компании должны создавать свою политическую стратегию как важную составную часть общей стратегии. Организация проводит политическую стратегию, если она определяет набор соответствующих политических действий. Организация может заниматься широким диапазоном политических видов деятельности: от долгосрочных, продолжающихся длительное время и стоящих больших денег, до краткосрочных, специальных и дешевых. При этом реализуют политические стратегии в рамках политической системы - постоянно изменяющегося театра, где актеры – правительство и его агенты, общественность, ее представители, медийные средства и другие лица, влияющие на общественное мнение.

    В различных моделях власть как воля к власти, рынок власти, поле отношений, игра и др. понята как предельно широкий и универсальный феномен политической и повседневной жизни людей. В этой связи особый интерес проявляется к механизмам не формальных и не институциональных форм взаимодействия отдельных групп власти в организации, а также к тому влиянию, которое оказывает сложное поле их взаимоотношений на формирование стратегии и общую активность организации. Вторая особенность состоит в том, что в ее предмет включается «повседневная история», проблемы повседневной жизни, не ограничивающиеся политикой, отношениями власти и политической активностью.

    Политические организации, которых выходят из положения тем, что в зависимости от ситуации и колеблются то вправо, то влево, точно так же и коммерческие фирмы разрешают конфликт между требованиями «расширять производство» и «заботиться о клиенте» тем, что одновременно делают то одно, то другое». Можно предположить, что возникающие в ходе политического процесса стратегии носят скорее спонтанный, нежели предначертанный характер и формулируются скорее в терминах, нежели перспектив. Выработка стратегии политическими методами обычно предполагает приближение к ней шаг за шагом в процессе переговоров и компромиссов. В этой связи интересно отметить, что политические процессы внутри организации, зависящие от уровня и особенностей организационной культуры и являющиеся ее неотъемлемой частью, нередко противопоставляются самому понятию «организационная культура» в качестве негативного и оказывающего разрушительное действие фактора. Если общая культура организации рассматривается как фактор стабилизации внутренней среды и поддержания выбранного стратегического курса, то политические методы, безусловно, играют важную роль при изменении стратегических императивов и, как следствие, определенных сложившихся установок внутренней культуры. Здесь следует остановиться более подробно на анализе функциональной роли политических методов.

    Политическая стратегия организацию неотделима от бизнес-стратегии, которая может повлиять на бизнес-стратегию самыми разными способами. Например, для выживания отдельно действующей экономической структуры важна правильная политическая стратегия. Многие компании используют политическую стратегию для создания тех или иных союзов для принятия технологических стандартов важных для достижения успеха на рынке их продукции, которая в значительной степени способствует реализации отдельных элементов в операциях компании, а также обеспечивает сохранение завоеванной рыночной позиции.

    Список литературы

    1. Овчаренко А.Н. Авт. на соиск. д.п.н. “Стратегическое управление в политической деятельности: теоретико-методологические основы”. Екатеринбург, 2007.
    2. Овчаренко А.Н. Стратегическое планирование и стратегия управления политической деятельностью. М., 2002.
    3. Иванов В.К. Трансформация места и роли печатных средств массовой информации в современном политическом процессе Российской Федерации // диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Московский государственный областной университет. Москва, 2012.
    4. Иванов В.К. Место и роль печатных СМИ в избирательных кампаниях // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 6. С. 138-140.
    5. Иванов В.К. Место газет в системе современных СМИ // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 3. С. 124-125.
    6. Иванов В.К. Особенности консьюмеризации политической жизни // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 56-59.
    7. Иванов В.К. Динамика социальных функций газетных СМИ в контексте современного политического процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. № 4. С. 127-134.
    8. Сибиряев А.С. Приоритетные направления инновационной политики в наукоградах // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 237-241.
    9. Блинова Н.В., Знаменский Д.Ю. К вопросу о муниципальном ракурсе инновационной политики // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 166-169.
    10. Соколов Н.Н. Разработка управленческих решений // Введение в курс лекций: учебно-методическое пособие / Н. Н. Соколов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т управления". Москва, 2012.


    error: Контент защищен !!