Принципы работы финансовой службы. Финансовые службы предприятия. Миссия финансовой службы



к.э.н.,
зав. кафедрой финансов и кредита экономического факультета ВГУ

Плетнёв Ю.М. ,
соискатель кафедры финансов и кредита экономического факультета ВГУ,
начальник отдела ЗАО «Воронежстальмост»

В современных условиях все более значимыми по своим последствиям для деятельности предприятий становятся решения, принимаемые финансовыми менеджерами и аналитиками. Ценовая и дивидендная политика, управление капиталом имеют принципиальное значение для итогов его деятельности. Переход российской экономики к рыночным отношениям поставил большое количество вопросов и предъявил новые требования к управлению финансами предприятий . Изучение законов рынка и организация финансовых отношений происходили «по ходу дела», а автоматический перенос концепций Запада на отечественную почву приводил к отторжению российскими практиками вполне состоятельных идей. Вышеназванные причины отчасти повлияли на экономическое состояние российских предприятий. В связи с этим представляется необходимым обсудить проблемы организации и функционирования финансово -экономической службы предприятия . Безусловно, эта служба должна отвечать его интересам в зависимости от стоящих перед ним целей и задач. Предлагаем обсудить эти проблемы на примере ЗАО «Воронежстальмост», других предприятий АО «Мостостройиндустрия» и некоторых промышленных предприятий города Воронежа, имеющих единичный, несерийный характер производства. В статье рассмотрены и проанализированы организационные структуры финансово -экономических служб предприятий , выработаны рекомендации по составу их функций.

Своеобразным предметом труда финансово-экономической службы являются деньги и денежные потоки, возникающие внутри самого предприятия и за его пределами, связывающие его с другими предприятиями, кредитно-банковской системой, хозяйствующими субъектами, находящимися в объединении. Для управления финансами предприятий используется финансовый механизм — система управления финансовыми ресурсами с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм призван обеспечивать реализацию функций финансов, связанных с:

  • обеспечением предприятия денежными средствами;
  • распределением и контролем использования денежных средств .

Первая функция подразумевает оптимальную обеспеченность предприятия денежными средствами. Оптимизация денежных потоков — одна из главных задач финансовой службы.

Распределительная функция связана с возмещением затрат на производство и формированием дохода. Этот доход, в свою очередь, распределяется между предприятием и внешними организациями, с которыми оно связано обязательствами, а также между предприятием и государством. Контрольная функция предполагает применение различного рода показателей и установление экономических стимулов или санкций.

Главная цель финансовой службы — наиболее полная реализация функций финансов путем укрепления финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности, прибыли, роста производительности труда, снижения затрат, повышения качества продукции и внедрения новых передовых технологий и достижений науки .

К числу наиболее важных задач, возложенных на финансово-экономическую службу, по нашему мнению, следует отнести:

  • мобилизацию финансовых ресурсов для обеспечения простого и расширенного воспроизводства с целью получения прибыли;
  • выполнение финансовых обязательств и организацию расчетов по заработной плате с поставщиками, банками, бюджетом;
  • содействие эффективному использованию производственных фондов и инвестиций;
  • разработку и реализацию финансового плана, бюджета предприятия;
  • обеспечение оптимальной структуры капитала;
  • контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, соблюдением финансово-экономических показателей производственной деятельности.

Организационная структура финансовой службы отражает состав многочисленных функциональных подразделений предприятия и определяет координацию их совместной деятельности на пути достижения поставленных перед предприятием целей. Именно эта координация выступает основой организационной структуры, которая обычно определяется как совокупность устойчивых связей в организации . Связи здесь рассматриваются как выражение отношений, а не как какое-то конкретное действие. Через структурные связи реализуются отношения координации между подразделениями предприятия, осуществляется взаимодействие функциональных служб, в котором различают две важные составляющие: права структурной единицы и ее информационное обеспечение. К сожалению, в экономической литературе, и в том числе в литературе по финансовому управлению, не уделяется достаточного внимания составу, взаимодействию отдельных функциональных подразделений финансово-экономической службы предприятия.

Финансово-экономическое управление является частью процесса общего управления предприятием, поэтому менеджмент в этой сфере может строиться по управленческим схемам, традиционно относимым к предприятию в целом. Это могут быть линейно-функциональные схемы управления, хорошо себя зарекомендовавшие в условиях стабильности, либо гибкие и адаптивные схемы, ориентированные на меняющиеся рыночные условия, либо матричные, продуктовые схемы управления. Главное условие выбора схемы управления — она должна отвечать условиям производства и типу организации .

Рассмотрим в качестве примера организационную структуру финансово-экономической службы на предприятиях АО «Мостостройиндустрия». На рис. 1 изображена организационная структура экономической службы ЗАО «Улан-Удэстальмост». Предприятия в Кургане и Улан-Удэ строились по образцу воронежского завода, повторяя его организационную структуру. С течением времени она стала изменяться на всех предприятиях

Рис. 1. Организационная структура финансово-экономической службы ЗАО «Улан-Удэстальмост»

Организационная структура финансово-экономической службы Улан-Удэнского завода на сегодняшний момент претерпела наименьшие изменения. Эту схему управления можно считать исходной, сохранившейся со времен плановой экономики. Она включает традиционные группы, входящие в бухгалтерский и экономический отделы.

На рис. 2, 3 представлены схемы финансово-экономических служб предприятий «Воронежстальмост» и «Курганстальмост».

Рис. 2. Организационная структура финансово-экономической службы ЗАО «Воронежстальмост»

Рис. 3. Организационная структура финансово-экономической службы ЗАО «Курганстальмост»

В организационных структурах финансово-экономических служб этих предприятий имеется много сходного. Высший управленческий уровень — генеральный директор. Второй уровень — заместитель генерального директора (у курганского предприятия традиционно — «по экономике и финансам», у воронежского завода — «по перспективному развитию»). При этом главный бухгалтер и его отдел согласно схемам организационной структуры подчиняются непосредственно директору. В большей степени это уместно для воронежского предприятия, поскольку основная деятельность заместителя директора связана с перспективным планированием, работой с заказчиками и обоснованием цен на продукцию. Такие же функции характерны и для заместителя директора по экономике и финансам завода в Кургане. Именно в его подчинении находятся отдел внешнеэкономических связей, работа которого в первую очередь направлена на обеспечение производства заказами. Подчиненность главного бухгалтера и его отдела непосредственно генеральному директору объясняется соответствием организационной структуры сущности плановой экономики, а также правом главного бухгалтера распоряжаться денежными средствами на расчетном счете исходя из требования второй подписи на платежных документах. Сохраняется и персональная ответственность главного бухгалтера за использование денежных средств. На сегодняшний день подчинение главного бухгалтера непосредственно генеральному директору закреплено в уставных и должностных документах предприятий.

Один из элементов организационной структуры курганского завода заслуживает особого внимания — подчинение юридического отдела заместителю директора по экономике. Работа этой службы во многом связана с подготовкой договоров с внешними организациями, с оценкой правоправности решений, принятых экономическими службами, с выполнением обязательств предприятия перед государством и контрагентами. Поэтому такое положение юридической службы в организационной структуре, по нашему мнению, закономерно. Также, на наш взгляд, совершенно оправдано непосредственное подчинение отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС) заместителю директора по экономике курганского завода или заместителю директора по перспективному развитию воронежского завода. Основная деятельность ОВЭС направлена на обеспечение производства заказами, что тесно связано с экономическим анализом потенциального заказа. Иметь группу экономистов и в плановом отделе, и в ОВЭС нецелесообразно и дорого. Объединение этих служб под руководством заместителя директора вполне оправданно. Доказательством, подтверждающим целесообразность положения ОВЭС и планово-экономической службы, являются изменения организационной структуры воронежского завода в течение нескольких последних лет.

После создания на заводе службы внешнеэкономических связей бюро цен, отвечающее за калькуляцию продукции и находящееся в подчинении у главного экономиста, передали в структуру отдела внешних связей. Позже его вновь возвратили в непосредственное подчинение главному экономисту. В настоящее время организационная структура выглядит более законченной: как экономисты, так и специалисты по маркетингу объединены под единым руководством (на воронежском заводе — заместителя директора по перспективному планированию, в Кургане — заместителя по экономике и финансам). Бюро цен остается в ведении главного экономиста, работает в структуре финансово-экономической службы и подчиняется в конечном счете заместителю директора по экономическим вопросам.

В составе экономических служб заводов находится отдел труда и заработной платы (ОТиЗ), что является традиционным для структуры финансово-экономической службы.

Особенность структуры экономической службы курганского завода — выделение в ее составе самостоятельного финансового отдела. Его положение и подчинение непосредственно заместителю директора по экономике и финансам отвечает современным требованиям. На воронежском заводе нет самостоятельного финансового отдела. Его функции выполняет финансовая группа в составе бухгалтерии. Не вызывает сомнений тот факт, что роль финансовой службы возросла и усиливается с развитием рыночных отношений в России. В настоящее время необходимы финансовые отделы, в обязанность которых вменяются задачи формирования рациональной структуры капитала, оценки обеспеченности предприятия оборотными средствами, управления денежными потоками, проведения финансового анализа, поиска источников финансирования, бюджетирования и др. В связи с этим опыт курганского завода по разделению функций бухгалтерии и финансового отдела представляется отвечающим требованиям времени. На воронежском заводе финансовая группа входит в состав бухгалтерии. В связи с этим к основным функциональным обязанностям бухгалтерии относятся: управление финансами, учет материалов и прочего имущества, начисление амортизационных отчислений, финансовая отчетность и налоги. При этом в составе бухгалтерии нет аналитической службы, которая проводила бы оценку текущего финансово-экономического состояния предприятия, источников финансирования, инвестиционных потоков. Такая служба отсутствует и в структуре планово-экономического отдела. Расчет стоимости новых заказов, сравнение плановых и фактических показателей проводятся экономической службой, финансовая деятельность контролируется бухгалтерией, которая констатирует ход движения финансовых ресурсов, управляет ими и подводит итог. Таким образом, прогнозирование финансово-экономического состояния предприятия, операционный анализ его производственной деятельности отсутствуют. Оценка экономического состояния проводится по фактическим данным, когда повлиять на них уже нельзя. Для улучшения организации работы и координации деятельности финансово-экономической службы каждое из анализируемых предприятий может и должно оптимизировать организационную структуру этой службы. Не случайно на воронежском заводе за последние годы значительно вырос численный состав бухгалтерии. Увеличение числа функциональных обязанностей в рамках одного отдела отрицательно сказывается на результатах и эффективности его работы. Для изменения ситуации требуется упорядочить и четко разграничить функциональные задачи финансово-экономической службы и отразить это в организационной ее структуре. На сегодняшний день важно, на наш взгляд, предусмотреть в составе финансово-экономической службы должности специалистов по финансовому планированию, проведению текущего операционного анализа, оценке привлекательности инвестиционных проектов, составлению бюджета предприятия, оценке различных источников финансирования, т.е. должности финансистов или финансовых менеджеров.

Наряду с предприятиями АО «Мостостройиндустрия» анализировались организационные структуры других предприятий Воронежа: ОАО «Рудгормаш» и Воронежского вагоноремонтного завода имени Тельмана (ВВРЗ). Схемы организационных структур экономических служб этих предприятий приводятся ниже на рис. 4 и 5.

Рис. 4. Организационная структура финансово-экономической службы ОАО «Рудгормаш»

Следует отметить, что если первые три предприятия соизмеримы по объемам производства, то завод «Рудгормаш» и ВВРЗ почти в два раза больше как по производственной мощности, так и по количеству работающих. Структура финансово-экономической службы предприятия «Рудгормаш» ориентирована на современные требования управления финансами коммерческой организации и, на наш взгляд, достаточно сложна. Вся служба возглавляется заместителем директора по экономике и подразделяется на управления: планово-экономическое и учета и анализа (куда входят бухгалтерия и финансовый отдел). В состав службы также включен отдел налогообложения.

В планово-экономическое управление входят традиционные подразделения: экономическое, организации труда и заработной платы. Структура управления бухгалтерии и финансов включает в себя службы, отвечающие современным требованиям. Здесь помимо традиционных секторов в составе бухгалтерии выделены отдельные службы: управленческого учета и анализа, бюджетирования, взаиморасчетов и работы с банками. Однако подчинение финансового отдела главному бухгалтеру представляется неоправданным. Прямого выхода на руководителя экономической службы у начальника финансового отдела нет. Целесообразнее, на наш взгляд, оставить за каждой из служб только свойственные им функции и вывести на прямое подчинение заместителю директора по экономике каждую из них: бухгалтерию, планово-экономическую и финансовый отдел. Налоговый отдел выведен из состава бухгалтерии, хотя он строит свою деятельность на основе бухгалтерских данных и, следовательно, должен находиться в составе бухгалтерии.

Организационная структура экономической службы ВВРЗ имени Тельмана, наоборот, не осложнена современным разделением функций и сходна с организационной структурой ЗАО «Улан-Удестальмост». Отличие финансово-экономической службы завода имени Тельмана в том, что во главе ее стоит заместитель директора по экономике. Сама служба подразделяется на экономический отдел и бухгалтерию. В каждое из подразделений входят традиционные функциональные группы и бюро. Стоит обратить внимание на тот факт, что в составе экономического отдела этого предприятия имеется сектор учета и анализа. Обычно такой сектор присутствует в структуре бухгалтерии (в ее финансовой части).

Рис. 5.

Из бесед с руководителями экономических служб складывается мнение, что экономисты-практики видят аналитическую группу либо в финансовом, либо в экономическом отделах, менее всего связывая ее деятельность с чисто учетными подразделениями бухгалтерии. Такого же мнения о положении данной группы в организационной структуре придерживаются авторы работы.

На момент обследования деятельности финансово-экономической службы ВВРЗ в состав бухгалтерии вводился дополнительно специалист по налогообложению. По нашему мнению, в современной ситуации наличие подобных специалистов в составе экономической службы предприятия стало необходимостью.

Из анализа рассмотренных организационных структур финансово-экономических служб, выявленных закономерностей их изменения и требований к ним можно сделать выводы о том, каким условиям должна отвечать схема управления финансами на предприятии с характером производства, сходным с производством на предприятиях АО «Мостостройиндустрия»:

  • руководство финансово-экономической службой предприятия должен возглавлять заместитель генерального директора по экономике и финансам — лицо, несущее полную ответственность за управление денежными потоками предприятия;
  • выделение из структуры бухгалтерской службы в самостоятельное подразделение финансового отдела, функциями которого являются: управление денежными потоками; проведение анализа и оценки состояния предприятия; финансовое планирование и прогнозирование; оценка инвестиционных проектов;
  • организация в рамках финансового или планово-экономического отделов аналитической службы для проведения периодического сопоставимого анализа финансово-экономического состояния предприятия, сопоставления запланированных показателей с фактическими;
  • включение в состав экономической службы ОВЭС, поскольку планирование перспективной деятельности и обеспечение производства заказами требуют экономического обоснования;
  • поскольку деятельность экономической службы предприятия призвана как отвечать внутренним потребностям производства, так и обеспечивать весьма широкий круг внешних связей, вполне оправдано включение в эту структуру юридической службы.

Основная роль в процессе управления финансами предприятия отводится заместителю директора по экономике и финансам (иначе: директору по экономике, вице-президенту компании по финансам), который непосредственно подчиняется генеральному директору. Это ключевая фигура, отвечающая за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием. К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам относится решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия. Назовем некоторые из них: выбор схем управления службой, путей и способов их совершенствования, организация эффективной работы экономической службы, подбор и расстановка кадров, управление структурными подразделениями службы, предоставление заинтересованным лицам финансово-экономических показателей деятельности предприятия, работа с банковской системой и партнерами по бизнесу, формирование и развитие отношений с собственниками.

Следующий уровень управления финансово-экономической службой — главные специалисты и начальники отделов, возглавляющие функциональные службы, находящиеся под непосредственным руководством заместителя директора по экономике и финансам. Это бухгалтерия во главе с главным бухгалтером; финансовый отдел во главе с начальником отдела; планово-экономический отдел, отдел труда и зарплаты и бюро цен под единым руководством главного экономиста. Организационная структура управления финансами, позволяющая оптимизировать финансовые потоки, возникающие в результате производственно-финансовой деятельности предприятия, может выглядеть в виде схемы, представленной на рис. 6.

В предложенной структуре бухгалтерия отвечает главным образом за выбор учетной политики и организацию учетной деятельности. Она также ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. Кроме традиционных функциональных подразделений в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета. Налоговая служба входит в состав бухгалтерии по следующим причинам: во-первых, из за того что все формы финансовой отчетности — баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. — формируются в бухгалтерии. Во-вторых, по характеру своей деятельности налоговая служба — учетное подразделение. В-третьих, необходимы рациональные ограничения количества отдельных подразделений в составе экономической службы. Бухгалтерией собираются также сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные — переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности». Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаще относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты — объем — прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому в представленной организационной структуре учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы. По нашему мнению, этот подход к разграничению функций представляется более правильным, поскольку планирование показателей производственной деятельности, сопоставление их плановых и фактических значений должны осуществляться одной службой.

Рис. 6.

В рекомендуемой организационной структуре финансовая служба, возглавляемая начальником отдела, выделена в отдельную структурную единицу. Финансовый отдел находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по экономике и финансам. Такое положение отдела продиктовано требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. В рыночной экономике задачи, решаемые финансовым отделом, имеют высокую значимость для предприятия. В компетенцию отдела входят: поиск источников финансирования производства, управление структурой капитала предприятия, оценка наличия и достаточности оборотных средств, отслеживание поступления выручки, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, проведение анализа соответствия имеющихся у предприятия средств его финансовым обязательствам, финансовое планирование и прогнозирование, привлечение и управление кратко-
срочными кредитами и финансовыми вложениями, участие в составлении бюджета предприятия, осуществление финансового анализа, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Перечисленные задачи сложны по содержанию, а поэтому требуют высокой квалификации персонала финансового отдела. Например, оценка инвестиционных проектов требует высокого уровня знаний финансового менеджмента, бухгалтерского учета, планирования производства, обоснования затрат, владения методиками анализа и расчета денежных потоков. Именно поэтому столь важно иметь отдельную специализирующуюся на управлении финансами службу. Некое подобие такой службы в составе бухгалтерии, как это имеет место на большинстве предприятий, в настоящее время уже недопустимо.

Экономическая служба, возглавляемая главным экономистом, включает в себя планово-экономический отдел и отдел организации труда и заработной платы. Деятельность планового отдела связана с решением следующих задач: планирование производственной деятельности и связанных с ней расходов, анализ фактических данных по объему и издержкам производства, выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей и нормативов. Эта служба разрабатывает пути и методы снижения затрат, подготавливает решения по ценообразованию на различные виды продукции, совместно с другими структурными подразделениями является разработчиком бизнес-планов предприятия, собирает и ведет отчетные документы о его производственной деятельности, определяет и отслеживает прибыль, полученную от производства и реализации продукции. Планируемая и фактическая прибыль служит объектом пристального внимания планового отдела. Отсюда вытекает целесообразность проведения анализа текущего экономического состояния предприятия именно в этом отделе. Служба, в которой разрабатывались планы и отслеживались фактические результаты производственной деятельности, должна быть местом проведения операционного анализа, аналитической работы по оценке итоговых показателей в сравнении с плановыми.

В непосредственной связи с плановым отделом находится отдел организации труда и заработной платы. Его функциональное назначение — организация, нормирование и учет затрат труда на предприятии. Отдел проводит обоснование расценок на производственные операции, учитывает и анализирует трудовые затраты.

Безусловно, экономическая служба не в состоянии обособленно проводить планирование производства или готовить отчетность. В этой работе важна связь с производственными отделами, маркетинговой и технической службами предприятия. В процессе подготовки отчетности и проведения анализа экономистам необходимо взаимодействие с бухгалтерией и финансовым отделом, отделом сбыта.

Как отмечалось при анализе организационных структур предприятий, входящих в АО «Мостостройиндустрия», в состав их экономических служб целесообразно ввести отдел внешних экономических связей и юридическую службу. Это предложение нашло свое отражение в организационной структуре, которая рекомендуется для внедрения в ЗАО «Воронежстальмост» (рис. 7).

Деятельность ОВЭС связана с экономическим обоснованием проектов, предполагаемых к запуску в производство. По нашему мнению, иметь группу экономического анализа в ОВЭС непозволительно дорого для подобных предприятий. Включение ОВЭС в структуру экономической службы, как это сделано в Кургане, является, на наш взгляд, удачным решением. Подобная ситуация складывается и с юридической службой. Ее деятельность тесно связана с работой экономических структур. Объединение ОВЭС, юридической службы и экономических структур под управлением заместителя директора по экономике и финансам представляется рациональным с точки зрения координации их совместной деятельности.

Рекомендуемая организационная структура финансово-экономической службы, на наш взгляд, наиболее полно отражает требования к этой службе. Вместе с тем она является ориентировочной. В зависимости от конкретного предприятия возможна ее корректировка. При частном ситуативном подходе к построению организационной структуры важно сохранить функциональность, то есть возможность эффективного управления финансово-экономической деятельностью. На предприятиях большого масштаба служба может содержать большое число групп, бюро, отделов. Предприятие малого масштаба может иметь службу, где функции и обязанности секторов или групп могут совмещаться и осуществляться меньшим числом
работников, но тем не менее и в этом случае необходимо поддерживать функциональность данной службы. Она призвана обеспечивать оперативность и эффективность управления предприятием, реализацию управленческих решений на любом уровне. Другим требованием к организационной структуре экономической службы, по нашему мнению, является ее адаптивность к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Структура должна своевременно модифицироваться в систему, отражающую новые тенденции развития предприятия. Успех его деятельности в перспективе во многом связан с соответствием организационной структуры стоящим перед ним целям и задачам.

Литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: «Фирма Гардарика» , 1996. — 416 с.
  2. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 336 с.
  3. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. Финансовый менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 495 с.
  4. Экономика предприятия. / Под ред. проф. Волкова О. И.: Учебник. — 2-е изд., пераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 520 с.
  5. Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 4. — С. 96.

Также по этой теме.


ГЛАВА 4. Организация финансовой деятельности

Под финансовойдеятельностью организации следует понимать часть ее экономической деятельности, связанной:

С обеспечением движением денежной формы стоимости;

Денежным покрытием текущих и инвестиционных потребностей;

Определением и поддержанием пропорций в формировании денежных средств и финансовых ресурсов;

Осуществление финансового контроля за оперативным, текущим и стратегическим развитием бизнеса.

Мерой эффективности организации финансов выступает финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Объектами финансовой деятельности выступают финансовые отношения организации, а так же финансовое планирование и финансовый контроль, финансовые показатели.

Особенность финансовой деятельности состоит в ее высокой трудоемкости и точности финансовой работы, заключающейся в постоянном финансовом обеспечении потребности ведения бизнеса.

Организация финансовой работы, понимаемой как управление финансами организации, строится на основе создания системы управления как совокупности ее вышеперечисленных элементов, практической реализации принципов организации финансов, соблюдения принципа разделения функций и специализации внутри финансовых служб.

Под финансовой службой организации понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее финансовые функции в системе управления. Ее структура и численность зависят от организационно-правовой формы хозяйственной структуры, характера ее деятельности, объема производства и общего количества работающих. Эти факторы определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими участниками делового оборота, бюджетом. Количество работающих, например, влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими. В небольших организациях финансовая работа может выполняться финансовым менеджером или финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. В крупных организациях финансовая служба представляет самостоятельное подразделение и состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции.



Принципы организации финансов лежит в основе работы финансовых служб. Принципы организации финансовой работы представляют собой важнейшие элементы системы управления финансами предприятия: наличие специализированных финансовых подразделений; достаточные штаты этих служб, укомплектованных высококвалифицированными работниками; определение организационной структуры, взаимосвязей и взаимодействия подразделений; техническое оснащение финансовых служб (транспорт, оргтехника, система банк-клиент, каналы электронной связи и торговыми системами, программное обеспечение текущей и перспективной деятельности). Работа финансовых служб ведется по направлениям оперативной, текущей, перспективной планово-прогнозной деятельности, оптимизирующей принятие решений и формализующей их в оперативные и долгосрочные планы и балансы, предусматривает ответственность финансовых служб по мобилизации и расходованию денежных средств, контролю за денежным оборотом.

Постановка задач в области управления финансами определяется целями деятельности организации, достижения которых представляют собой стратегию развития.

Задачи финансовых служб вытекают из содержания, состава финансовых отношений, функций финансов.

В основе задач финансовых служб лежит решение трех главных вопросов:

Формирование и мобилизация источников текущего обеспечения деятельности организации;

Финансирование текущих денежных расходов и инвестиций;

Финансовый контроль.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками организации, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Это предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов хозяйственной структуры.

Финансовая служба организации занимает самостоятельное место в структуре ее управления.

На рис. 4.1 представлена примерная структура управления с участием финансовой службы.

Она обеспечивает цельность всего экономического блока управления в организации. Во взаимодействии друг с другом и подчиняясь одному руководителю –заместителю генерального директора по экономике – функционируют три важнейших подразделения, управляющих экономикой организации – планово-экономический отдел, финансовая служба и бухгалтерия

тура управления.

Тура

Рис. 4.1 Финансовая служба в системе управления организации.

Базовая информация для принятия всех финансовых решений и разработки специальных финансовых программ принадлежит планово-экономическому отделу, который тесно связан с производственным процессом.

Под плановые экономические задания, определяемые производственными показателями, финансовая служба составляет бюджет (план) организации, исполнение которого затем подлежит контролю. Бухгалтерия осуществляет учет фактически произведенных затрат и полученных доходов и несет ответственность за достоверность и полноту отчетных фактических данных. Субординация отношений, обязательность предоставления информации в соответствии с предложенной схемой, также как и схема документооборота с участием финансовой службы закрепляются (утверждаются) приказом генерального директора.

В функции финансовой служб ы организации входят:

– обеспечение финансирования хозяйственной деятельности организации:

– оценка инвестиционной программы;

– определение кредитной политики;

– установление смет расходов денежных средств для всех подразделений организации;

– разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;

– финансовое планирование, участие в составлении бизнес-плана;

– осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками,

– банком, бюджетом;

– обеспечение страхования от финансовых рисков;

– проведение трастовых, лизинговых и других операций;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

– ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.

Функции финансовой службы организации могут быть представлены и в другом виде (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Функция финансовой организации по группам.

В зависимости от размеров организации и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная программа может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другой организации или выпуском собственных акций, средства от размещения которых используются на развитие организации. Если организация имеет сложную структуру, например, представляет собой холдинг или интегрированную структуру, то система управления финансами соответственно также будет иметь сложную структуру. Процессы функционирования совокупности организаций, объединенных в группу или холдинг, имеют свои особенности и отличительные признаки, которые влияют на порядок организации в целом, и на формирование финансовых отношений, как объекта управления, в частности. Финансовые отношения, формирующиеся между всеми участниками хозяйственного процесса, становятся главным объектом управления финансами предпринимательского объединения. К этим отношениям относятся отношения:

− организации группы, холдинга взаимодействуют с собственниками (участниками) объединения;

− организации холдинга через своих представителей (менеджеров) вступают в финансовые отношения с работниками (трудовым коллективом) этих организаций;

− организации, входящие в группу, участвуют в финансовых отношениях друг с другом;

− дочерние и зависимые организации взаимодействуют с основной (головной, центральной) организацией.

Группировка совокупности финансовых отношений обусловлена главной особенностью интегрированных структур холдинга, которая заключается в том, что они представляют собой одновременно и совокупность отдельных организаций - субъектов хозяйствования; и единый хозяйственный комплекс, самостоятельную единицу предпринимательства, «единый бизнес». Происходит сочетание интересов группы в целом и интересов отдельного субъекта, входящего в группу, холдинг. Этот фактор предопределяет формирование двухуровневой системы финансового взаимодействия группы с участниками рынка.

Первый уровень. Группа в целом как единый хозяйствующий субъект через своего уполномоченного представителя (головную, центральную или управляющую организацию) вступают во взаимоотношения с государством, поставщиками, заказчиками, финансовыми институтами и прочими контрагентами. Совокупность финансовых отношений данного уровня направлена на реализацию общих целей развития бизнеса группы организаций, холдинга в целом.

Второй уровень. Каждая организация, входящая в холдинг или группу, взаимодействует с теми же лицами как самостоятельное лицо. При этом реализуются цели и задачи развития бизнеса данного участника (в рамках общих целевых установок группы, холдинга). В отношениях с государственными органами юридически контакты осуществляет каждая организация в отдельности, но, в то же время, головная организация несет свою долю ответственности за действия дочерних организаций, разрабатывает общую налоговую и учетную политику и осуществляет прочие регулирующие действия. Если в состав группы или холдинга входят банки, страховые и другие финансовые организации, поставщики и покупатели по отношению к другим участникам группы, а также прочие организации, задействованные в общем хозяйственном процессе, то внутригрупповые финансовые отношения устанавливаются соответственно в финансовой, производственной, коммерческой, сервисной или социальной сферах бизнеса интегрированной структуры. При этом можно выделить два основных уровня организации управления и финансового контроля в интегрированных структурах – стратегический и оперативный. Организация управления и контроля на стратегическом уровне предусматривает разработку со стороны головной организации стратегических решений в области политики управления финансами дочерних организаций и постановку тактических задач. Функции оперативного управления финансами осуществляются дочерними компаниями самостоятельно. При операционной модели управления функции оперативного контроля и управления передаются головной компании. Помимо названных форм управление может осуществляться в виде контроля за конечными показателями деятельности дочерних компаний. Разработку стратегических планов развития и управления текущей деятельностью зависимые организации проводят самостоятельно. В зависимости от организации формы управления и уровня контроля можно выделить три основные модели управления финансами, используемые в холдингах (таб. 4.1.).

Таблица 4.1. Распределение функций управления финансами в зависимости от модели управления

Тип модели Функции стратегического управления Функции оперативного управления Функции контроля
Принятие решений в области разработки стратегической политики управления финансами холдинговой компании в целом; постановка тактических задач в отношении дочерних организаций. Постановка оперативных задач; контроль текущей деятельности дочерних организаций. Контроль за выполнением задач и достижением целей; контроль за финансовыми показателями.
Головная организация Дочерние организации Головная организация Дочерние организации Головная организация Дочерние организации
Модель 1-го (модель оперативного управления) + - + + + +
Модель 2-го (модель стратегического управления) + - - + + +
Модель 3-го (модель финансового контроля) - - - + + +

Основные сравнительные характеристики моделей управления финансами в холдинговых структурах представлены в таблице 4.2. Структура финансовой службы зависит от уровня финансового управления и контроля, также степени централизации функций. При осуществлении минимального набора функций финансового управления, присущих модели финансового контроля (см. таб. 4.1) организационная структура может быть построена по дивизионному (децентрализованному) принципу в соответствии с которым в управляемых организациях создаются автономные финансовые службы, подчиненные руководителю данной организации. Финансовым службам дочерних организаций (дивизиональным финансовым службам) предоставляется самостоятельность в осуществлении функций стратегического и оперативного управления финансами.

Постановку задач управления финансами дочерней организации, разработку и организацию методов их выполнения, а также оперативный контроль за работой дивизиональной службы осуществляет ее непосредственный руководитель. Финансовая служба дочерней организации самостоятельно осуществляет текущее финансовое планирование деятельности, разрабатывает систему внешнего и внутреннего учета, внедряет контроль текущей финансовой деятельности. Руководитель дивизиональной финансовой службы определяет структуру и численность службы в зависимости от характера деятельности дочерней организации и объема выполняемых операций. Оперативная управленческая отчетность предоставляется руководителю дочерней организации.

Контроль со стороны головной компании организации в отношении деятельности дочерних организаций при данной модели управления осуществляется посредством установления функциональных связей между финансовой службой управляющей организации (центральной финансовой службой) и дивизиональными финансовыми службами.

В результате взаимодействия собственников, высшего менеджерского персонала формируются целевые установки, стратегические планы и политика развития, определяются механизмы и инструменты управления. Это установки реализуются далее во всех видах финансовых отношений группы.

Характер взаимодействия субъектов внутренних отношений представлен на схеме 4.1.

Виды финансовых отношений по субъектам взаимодействия Внутренние виды финансовых отношений Внешние виды финансовых отношений Субъекты – группа организаций, как единое целое Субъекты – отдельный участник группы
Отношения с собственниками (акционерами, участниками) + + +
Отношения с органами государственной власти + +
Отношения с государственными институтами + + + +
Отношения с поставщиками, заказчиками и прочими организациями + + + +
Отношения с работниками организаций + + +
Отношения внутри группы, между структурными подразделениями + +

Схема 4.1 Виды финансовых отношений по субъектам взаимодействия

В силу противоречивости существующих правовых норм, определяющих правила создания и функционирования интегрированных структур, разработка корпоративных положений приобретает первостепенное значение в процессе регулирования управленческой деятельности в целом, и, в том числе, управления финансами группы организаций.

При выстраивании внутренний финансовых отношений возникают «конфликты интересов» субъектов, которые выражаются в выборе между интересами организации в целом и интересами отдельной группы субъектов, участвующих в корпоративных отношениях.

Например, могут возникнуть конфликты интересов:

Учредителей обществ между собой по поводу долей в первоначальном капитале, и, соответственно, степени влияния каждого на развитие бизнеса;

Собственников обществ и менеджмента по поводу величины последующих вкладов в уставный (складочный) капитал;

Высшего менеджерского персонала и прочих сотрудников по поводу величины заработной платы и других условий труда;

Акционеров, обществ, менеджмента и трудового коллектива по поводу распределения прибыли и направлений ее использования – на выплату дивидендов, на развитие организации, на материальное поощрение сотрудников;

Организаций-участников холдинга между собой по поводу распределения финансовых результатов;

Миноритарные собственники, участвующие в капитале интегрированной структуры, несут дополнительные потенциальные риски (в этом проявляется конфликт их интересов с интересами мажоритариев), к которым относятся:

Использование трансфертных цен, позволяющее перераспределять прибыль в пользу отдельных групп собственников;

Риск вывода активов через крупные сделки, одобрение которых обеспечивается мажоритарным участникам – материнской организацией.

Одной из задач корпоративного управления, в том числе управления финансами в группах организаций и является различными организационными и управленческими средствами исключить возможность возникновения конфликта интересов или предотвратить его в самом начале.

В целях реализации внутригрупповых финансовых отношений существенным является такой фактор, как распределение функций по управлению финансами между хозяйственными обществами группы, выделение централизованных функций. К централизованным функциям по управлению финансами в интегрированной структуре можно отнести:

Определение финансовой стратегии развития бизнеса группы в целом;

Разработка инвестиционной, кредитной, налоговой политики предпринимательского объединения;

Регулирование финансовых потоков группы;

Разработка перспективных финансовых планов, утверждение текущих и оперативных планов;

Разработка системы бюджетирования в группе;

Определение системы внутреннего ценообразования;

Утверждение инвестиционных проектов и контроль над эффективностью использования инвестиций;

Разработка учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета;

Осуществление консолидированного учета в группе;

Утверждение направлений расходования прибыли;

Осуществление контроля над финансовой деятельностью организаций- участников интегрированной структуры;

Разработка показателей, характеризующих эффективность деятельности управляемых структур;

Разработка состава, содержания и периодичности финансовой отчетности, предоставляемой головной организации со стороны дочерних;

Контроль достоверности финансовых отчетов методом проведения ревизий и аудиторских проверок;

Анализ финансового состояния дочерних организаций.

На рис. 4.4. приведена схема дивизиональной (децентрализованной) организационной структуры финансового управления.

Таблица 4.2. Сравнительные характеристики моделей управления финансами

Функции, осуществляемые головной организацией Модель оперативного управления Модель стратегического управления Модель финансового контроля
Стратегическое планирование Стратегическое планирование реализуется в отношении всех дочерних организаций в виде разработки и утверждения стратегических планов Стратегические планы дочерних организаций обществ не разрабатываются.
Бюджетирование Бюджетирование осуществляется в отношении как головной, так и дочерних организаций. Составляется и утверждается консолидированный бюджет головной компании, объединяющий показатели всех дочерних структур. Показатели бюджетов дочерних организаций не включаются в консолидированный бюджет головной организации.
Оперативное управление финансовыми ресурсами Осуществляется оперативное управление финансовыми ресурсами за счет управления финансовым потоком дочерних организаций, контроля за дебиторской задолженностью, разработка ценовой политики. Оперативное управление не осуществляется.
Оценка эффективности деятельности, система показателей Оценка эффективности деятельности проводится на основании регулярной отчетности с использованием различных показателей, отражающих результаты оперативной деятельности. Оценка эффективности деятельности проводится на основании регулярной отчетности с использованием различных показателей, отражающих достижение стратегических целей. Оценка эффективности деятельности проводится по итогам года на основании финансовых показателей.

В зависимости от масштаба деятельности организаций, входящих в структуру холдинга, организационная структура управления финансами может состоять как из отдельных номенклатурных единиц, так и из совокупности единиц, выполняющих однородные функции, объединенных в отделы, службы, департаменты. На рис. 4.3. представлена обобщенная схема организационной структуры управления финансами.

Дивизионный принцип построения организационной структуры управления финансами имеет ряд преимуществ и недостатков. К преимуществам данного вида структур можно отнести:

Перенос ответственности за достижение показателей на уровень дочерних организаций, ориентация организаций на достижение конечных результатов деятельности;

Повышение оперативности управления за счет децентрализации принятия оперативных управленческих решений.

Недостатками структуры являются:

Вероятность отклонения деятельности дочерней организации от целей интегрированной структуры, холдинга в связи с отсутствием оперативного контроля текущей деятельности и невозможности оперативного управления;

Снижение эффективности использования ресурсов за счет децентрализованной политики управления денежными средствами;

Снижение координации деятельности подразделений;

Рост затрат на содержание управленческого аппарата за счет дублирования функций;

Снижение эффективности использования трудовых ресурсов финансовых служб за счет ограничения их деятельности в рамках одной организации.

Для достижения целей оперативного финансового управления используется линейно-функциональный принцип построения организационно-управленческой структуры, холдинга (рис. 4.5.) при котором управленческий процесс выстраивается по функциональной подсистеме (финансы).

Рис. 4.3 Обобщенная схема организационной структуры управления финансами

Руководителю финансовой службы управляющей организации непосредственно подчинены как подразделения самой финансовой службы управляющей организации, так и руководители финансовых служб всех дочерних организаций интегрированной структуры, холдинга. Планово-экономический отдел финансовой службы управляющей организации курирует вопросы финансового планирования, учета и анализа в отношении всех организаций интегрированной структуры, холдинга. Центральное казначейство осуществляет контроль финансовых потоков интегрированной структуры, холдинга, утверждает графики платежей, разрабатывает кредитную политику и политику управления свободными денежными средствами. Бухгалтерия управляющей организации разрабатывает единые стандарты учета и финансовой отчетности, курирует все вопросы работы бухгалтерских служб холдинга.

Рис. 4.4. Схема девизиональной (децентрализованной) организационной структуры финансового управления

Отдел внутреннего аудита проводит мероприятия финансового контроля и оценку финансового состояния интегрированной структуры, холдинга. К преимуществам линейно-функциональной структуры можно отнести следующие качества: - ориентация процессов единой цели за счет организации оперативного управления и подчиненности одному руководителю; - повышение эффективности использования ресурсов за счет единой политики управления денежными потоками; - четкая система функциональных связей между подразделениями.

Рис. 4.5. Схема линейно-функциональной организационной структуры финансового управления

В целях повышения эффективности финансового управления в интегрированных структурах холдингах может быть использована модель централизации основных элементов механизма управления финансами. Данная модель предполагает передачу всех полномочий финансовых служб каждой структуры одной организации, которая осуществляет функции управления финансами по отношению ко всем организациям интегрированной структуры, холдинга (рис. 4.6.).


Рис. 4.6. Схема централизованной структуры финансового управления

В головной и зависимых организациях финансовые службы как структурные подразделения отсутствуют.

Достоинствами централизованной модели являются:

Повышение оперативности управления за счет снижения количества и уровней функциональных структур;

Повышение качества финансового контроля за счет унификации функций управления и учета;

Снижение издержек интегрированной структуры, холдинга за счет централизации функций и оптимизации использования трудовых ресурсов.

Для нормального функционирования рассмотренной модели требуется организовать процессы на основе разработанной системы документооборота между организациями интегрированной структуры, холдинга, включающей в себя:

Разработку и утверждение процедуры подготовки, согласования и утверждения организационно-распорядительной документации;

Утверждение состава организационно-распорядительных документов и порядок их прохождения внутри интегрированной структуры, холдинга;

Разработку порядка регистрации, контроля и хранения документов.

Взаимоотношения дочерней организацией, осуществляющей функции централизованного управления финансами, с прочими дочерними организациями, входящими в структуру холдинга, а также с головной организацией строятся на договорной основе как взаимоотношения между юридически самостоятельными организациями.

Централизованная модель финансового управления в интегрированной структуры холдинге может служить эффективным инструментом, благодаря которому головная организация холдинга полностью контролирует деятельность входящих в группу организаций.

Одной из целей финансового менеджмента в интегрированной структуре, холдинге является создание и реализация постоянно действующего механизма регулирования внутригрупповых корпоративных и финансовых отношений с учетом факторов внешней среды. Важный инструмент управления финансами при этом – создание системы внутрикорпоративных стандартов, защищающих интересы собственников, менеджмента, наемного персонала всех предприятий-участников, а также закрепляющих эффективные нормы организации совместной деятельности.

В этих нормах определяется роль основной организации как регулятора в хозяйственных спорах между дочерними структурами, регламентирующая процедуры принятия хозяйственных решений и определения степени ответственности по сделкам между всеми участникам внутригрупповых финансовых отношений.

Основные функции финансового отдела – поиск неэффективных процессов и разработка идей по увеличению прибыли. Читайте, какие еще задачи решает финансовая служба, какие подразделения входят в ее состав, а также скачайте положение о финансовом департаменте.

Финансовый отдел можно сравнить с оракулом. Топ-менеджер задает вопросы:

  1. Каков прогноз по деятельности предприятия на три года?
  2. Что я могу сделать, чтобы улучшить финансовое положение?
  3. Какие из подразделений сработали лучше и хуже с этом году?
  • Сколько мне нужно денег для реализации проекта и где их взять?

Скачайте и возьмите в работу :

Как рассчитать оптимальное количество сотрудников финансовой службы

Если в финансовой службе сотрудников слишком мало, они не справляются с объемом работ. Много – простаивают и съедают деньги компании. Чтобы избежать подобных проблем, определите оптимальное количество подчиненных.

Функции и задачи финансового отдела

Определиться с тем, сколько специалистов должно работать в финансовом отделе предприятия, и какие это должны быть специалисты, поможет схема функций и объектов финансового отдела.

Функции /Объекты

Планирование

Оперативная деятельность

Анализ

Создание / разработка

Доходы и расходы

Бюджет доходов и расходов

Бизнес-планирование

Согласование заявок на расходы,

Цена

Расчет цены на продукцию от себестоимости

Ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность

План-фактный анализ, выявление неэффективности

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Отчетность (локальная, МСФО)

Выполнение трансляции РСБУ-МСФО

Внутренний аудит (см., как его провести) , анализ ключевых финансовых коэффициентов

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Управленческая отчетность

Плановый пакет отчетности для внутренних и внешних пользователей

Ведение отчетности, прохождение аудиторских проверок

Анализ ключевых финансовых коэффициентов

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Денежные средства

Бюджет движения денежных средств

Платежный календарь

Согласование заявок на выплаты,

Реестры платежей,

Привлечение финансирования

План-фактный анализ, выявление неэффективности

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Оборотный капитал

Платежный календарь,

План по оборотному капиталу

Контроль ДЗ и КЗ по срокам долга,

Срочные депозиты

Структура оборотного капитала, ликвидность

Положения, процедуры, формы, программное обеспечение

Налоги

Налоговый бюджет

Схемы оптимизации

Договоры

Ведение портфеля договоров

Согласование

Финансовые главы договоров

Капитальные вложения

Инвестиционный план

Согласование заявок на капиталовложения

Анализ основных фондов, амортизации

Финансовые вложения

Поиск и планирование лучших форм инвестирования

Управление инвестициями

Анализ инвест-проектов

Инвестиционный портфель, регламенты, программное обеспечение

Бизнес-процессы

Расчет стоимости бизнес-процессов

Контроль и оптимизация процессов в финансах

Финансовые бизнес-процессы

Расчет плановых KPI

Ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность

Расчет фактических KPI, выплат

Система KPI

Список функций и объектов настолько обширен, что на первый взгляд, кажется, треть штатного расписания нужно отдать под финансовую службу. Но это не так.

Рассмотрим последовательно каждый объект и функции по нему и определимся, какой сотрудник должен их выполнять.

Первый блок финансов компании

Доходы и расходы

Финансовый контролер. Человек, с которого начинается финансовый отдел. Тот, кого первым нанимают в финансовую службу, а с ростом ее он часто становится финансовым директором.

В небольших компаниях финансовый контролер часто создает управленческий учет с нуля, разрабатывает документы, аналитики и процессы, по которым должен вестись учет. В средних компаниях финансовые контролеры активно принимают участие в дальнейшем совершенствовании управленческого учета, а ежедневные рутинные задачи выполняют подчиненные им финансовые аналитики.

В крупных компаниях финансовые контролеры и финансовые аналитики работают в выделенных подразделениях – отделах финансового контроля по направлениям деятельности (по продуктам, регионам, видам расходов и т.д.), где занимаются планированием, учетом и анализом в рамках своего направления. Иногда возникает необходимость планирование вывести в отдельную функцию и создать плановый отдел, или отдел бюджетирования.

Цена

Функции по ценообразованию не слишком сильно отличаются от расчета доходов и расходов. Поэтому их выполняют либо все те же финансовые контролеры, если предприятие невелико, либо Отделы ценообразования. Вся деятельность по ценообразованию и ведению ценовой политики проводится совместно с Коммерческим департаментом, потому что финансисты могут дать только одно из слагаемых цены – себестоимость и прибыль, второе слагаемое, – рынок, не в их компетенции

Отчетность (локальная, МСФО)

Ведение локальной отчетности, конечно же, находится в зоне ответственности бухгалтерии. Тогда как ведением отчетности по МСФО часто занимается финансовый контролер, специалист по МСФО, или же целые отделы МСФО.

Если предприятию по той или иной причине нужен плановый пакет отчетности, то его тоже могут сделать специалисты отдела финансового контроля на основе БДР, БДДС и инвестиционного бюджета.

Внутренним аудитом локальной бухгалтерской отчетности можно озадачить финансового контролера. Или же создать отдел внутреннего аудита. Все зависит от масштабов, конечно.

Внешние аудиторские проверки обычно проходятся крепким союзом главного бухгалтера и отдела финансового контроля.

Анализ ключевых финансовых показателей и написание аналитических записок обычно производят все те же финансовые контролеры.

Управленческая отчетность

Ведение управленческой отчетности – это полностью зона ответственности финансового отдела. Соответственно полный цикл от планирования до анализа полученных результатов лежит на финансовых контролерах. Или, при наличии выделенного подразделения, на сотрудниках Отдела управленческой отчетности.

Второй б лок финансов компании

Денежные средства

Если в расчете доходов и расходов главным был финансовый контролер, то в управлении денежными средствами ключевая фигура – казначей. Инструменты краткосрочного планирования ДС – платежный календарь , и среднесрочного – бюджет движения денежных средств находятся в зоне его ответственности. Ежедневно он согласовывает заявки на оплату и формирует реестры платежей, следит за выгодным размещением ДС на срочных депозитах.

В небольших компаниях казначеем может быть все тот же финансовый контролер. Но такое совмещение эффективно только если компания проводит не более 30 операций ежедневно и у нее хорошо автоматизированы бизнес-процессы в финансах.

Хорошо работает союз казначея и бухгалтера на участке оплаты для средних предприятий, а для крупных необходимо создавать отдел казначейство.

Оборотный капитал

Управление оборотным капиталом – это смежная область с управлением денежными средствами, поэтому ей тоже занимается казначей. С крупных компаниях целесообразно выделять функции контроля дебиторской задолженности в специальный отдел.

Дополнительные и смежные функции

Налоги

В функции отдела финансового контроля может входить снижение налоговой нагрузки путем разработки методов оптимизации и планирования налоговых схем. По сути, это смежная функция главного бухгалтера, но все зависит от распределения обязанностей на предприятии.

В крупных холдингах целесообразно создать позицию налогового консультанта или отдел налогообложения.

Договоры

В секторах бизнеса, основанных на договорной деятельности с покупателями и поставщиками, крайне важно установить контроль финансовых специалистов над вновь заключаемыми договорами. С одной стороны, это снизит количество финансовых ошибок при заключении договора, таких как:

  1. Неправильный расчет сумм и тарифов.
  2. Некорректный срок оплаты.
  3. Отсутствие индексации цен по долгосрочным договорам.
  4. Существование или наоборот не включение штрафов.
  5. И т. д.

С другой стороны, это позволит финансистам включать новые договоры в планирование, снимать с них ключевые данные, вести портфель договоров.

Капитальные вложения

На определенном этапе развития для предприятия становится очевидно, что основными фондами нужно управлять особенно тщательно, ведь стоимость их огромна. И с помощью грамотного управления можно сэкономить существенную сумму на платежах, налогах и высвободить денежные средства на оборотный капитал. Управлением капитальными вложениями также занимается отдел финансового контроля или специально выделенное подразделение.

Финансовые вложения

Когда предприятие имеет свободные денежные средства или нераспределенную прибыль, которые могут приносить дополнительный доход, задачей финансиста становится выгодное их инвестирование.

В небольших объемах с управлением финансовыми вложениями стравляется финансовый директор. А когда объемы растут, целесообразно выделить под управление Инвестиционного аналитика или создать отдел инвестиций

Бизнес-процессы

В процессно-ориентированных компаниях всегда остро стоит вопрос: «Кто будет участвовать в разработке процессов от компании?» Благодаря своему складу ума, финансисты обычно хорошо с этим справляются и их охотно включают в различные проектные группы. Кроме того, финансисты по долгу службы должны быть в курсе основных бизнес-процессов, чтобы знать, куда обращаться за информацией.

KPI

Очень распространенная практика – назначать финансовый отдел ответственным за расчет KPI, особенно если они (KPI) не многочисленные и не сложные. В обратном случае – это зона ответственности выделенного подразделения отдела KPI.

А вот разработку KPI не стоит полностью делегировать финансистам, потому что в итоге вы получите хорошие KPI для стагнирующего бизнеса, но никак не для бурного развития.

Структура финансового департамента

Структура финансового отдела зависит от конкретных задача развития компании. У подразделения есть базовые функции (бюджетирование, управленческий учет, внутренний контроль, составление финансовой отчетности) и есть дополнительные. Последние могут различаться в зависимости от приоритетов текущего этапа развития компании.

Таблица . Пример структуры и штата финансовой службы предприятия

Наименование структурных подразделений и должностей

Структурная численность

действующая

резервная

Финансовый директор

Отдел финансового контроллинга

Руководитель отдела - специалист по управленческому учету

Финансовый менеджер по бюджетированию и планированию

Финансовый специалист 2-й категории

Финансовый аналитик

Казначейство

Руководитель отдела - казначей

Кредитный офицер

Финансовый специалист 1-й категории

Контрольно-ревизионный отдел

Руководитель отдела - главный аудитор

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Начальник отдела (главный бухгалтер)

Заместитель начальника

Бухгалтер

Бухгалтер-кассир

Служба IT-сопровождения

Руководитель отдела

Программист

Финансовый блок

Мы рассмотрели большинство функций финансового отдела и надеемся, что статья поможет вам создать эффективный и не раздутый по штату отдел.

2. Финансовая служба предприятия, ее структура и взаимосвязь с другими

подразделениями предприятия

Финансовая службасамостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием (рис. 2.4). Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависит от организационно-правовой формы предприятия, характера финансовой деятельности, объема производства, количества работающих на предприятии.

Рис. 2.4. Цель и задачи деятельности финансовой службы

Финансовой службой выполняются многочисленные функции. Основные из них – финансовое планирование, финансовый анализ, финансовый контроль и финансовый менеджмент. Функции финансовой службы выстроены в полном соответствии с содержанием финансовой работы на предприятиях (рис. 2.5).


Рис. 2.5. Примерная структура финансовой службы

Финансовая служба является частью единого механизма управления хозяйственной деятельностью, и поэтому она тесно связана с другими службами предприятия, а поэтому она тесно связана с другими службами предприятия.

Так, в результате тесных контактов с бухгалтерией, финансовой службе представляются планы производства, списки кредиторов и дебиторов, документы по выплате зарплаты работникам, суммах денежных средств, находящихся на его счетах, и суммах предстоящих расходов. В свою очередь финансовая служба, обрабатывая эту информацию, анализируя ее, дает квалифицированную оценку платежеспособности предприятия, ликвидности его активов, кредитоспособности, составляет платежный календарь, готовит аналитические отчеты по другим параметрам финансового состояния предприятия и знакомит бухгалтерию с финансовыми планами и аналитическими отчетами об их выполнении, которая в своей ежедневной деятельности руководствуется этими сведениями.

От отдела маркетинга финансовая служба получает планы по сбыту продукции и использует ее при планировании доходов и составлении оперативных финансовых планов. Для проведения успешной маркетинговой компании финансовая служба обосновывает реализационные цены, утверждает систему уступок в цене контракта, анализирует сбытовые и маркетинговые издержки, осуществляет сравнительную оценку конкурентоспособности продукции предприятия, оптимизирует ее рентабельность, создавая, таким образом, условия для заключения крупных сделок (рис. 2.6).

Финансовая служба имеет право требовать от всех служб предприятия действий, необходимых для качественной организации финансовых действий и финансовых потоков. В ее компетенции находятся также и такие важнейшие характеристики деятельности предприятия, как его имидж, деловая репутация.


Рис. 2.6. Взаимосвязь финансовой службы организации с другими подразделениями

Как любая система управления финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления.


Рис. 2.7. Система финансового менеджмента в организации

Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйственного субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов должны соответствовать определенные источники: на предприятии к источникам можно отнести собственный капитал и пассивы, которые инвестируются в производство и приобретают форму активов. В общем, постоянный процесс движения денежных средств представлен на рис. 2.7.

Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его влияние на финансовое состояние предприятие.

Субъектом управления является финансовая служба, которая вырабатывает и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Конкретная структура финансовой службы во многом зависит от организационно-правовой формы предприятия, его размеров, спектра финансовых отношений, объемов финансовых потоков, вида деятельности и задач, поставленных руководством компании. Поэтому финансовая служба может быть представлена различными формированиями (рис. 2.8).


Рис. 2.8. Виды финансовых служб в зависимости от размеров предприятия

Финансовый отдел предприятия состоит обычно из нескольких бюро, отвечающих за отдельные направления финансовой работы: плановое бюро, бюро банковских операций, бюро кассовых операций, расчетное бюро. В составе каждого бюро создаются специальные группы. Функции каждой группы определяются в результате детализации функций бюро.

Финансовая дирекция предприятия объединяет в себе финансовый отдел, планово–экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга и другие службы предприятия.

Эти службы подчинены вице-президенту по финансам (рис. 2.9).


Рис. 2.9. Организационная структура управления организацией

Концентрация в руках одной дирекции основных служб управления предприятием значительно увеличиваетвозможности регулирующего воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки. В таком варианте финансовая служба не толь успешно фиксирует количественные параметры деятельности предприятия, но и, благодаря непосредственному участию в выработке финансовой стратегии и тактики предприятия, в значительной мере предопределяет их качество.

При определении содержания работы финансовой дирекции (финансового менеджера) важно заметить, что она или представляет собой часть работы высшего звена управленческого аппарата предприятия, или связана с предоставлением ему аналитической информации, располагая которой можно принимать решения в области финансов.

Дирекция в целом и каждое её подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции, утверждённого руководством предприятия. В нём четко отражены общие моменты организации и структуры финансовой службы, определены конкретные задачи и функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйственного субъекта; права и ответственность дирекции. Задачи, стоящие перед финансовой дирекцией и её подразделениями, охватывают все сферы деятельности предприятия.

В управлении финансовой деятельностью предприятия важную роль играют финансовые менеджеры.

В своей работе финансовый менеджер основывается на действующем законодательстве в налоговой, валютной, финансово–кредитной сферах, исходит из оценки экономической ситуации в стране и мировых финансовых рынках. Ему подчинены два функциональных менеджера – контролёр и казначей. Четких разграничений в работе контролёра и казначея не существует, их должностные обязанности в разных компаниях различаются в зависимости от политики, проводимой ими, и персональных качеств (рис. 2.10).


Рис. 2.10. Функции контролера и казначея в финансовой деятельности организации

Функции контролера имеют, прежде всего, внутренний характер. Они заключаются в ведении учетной документации, отслеживании документооборота и контролировании финансовых результатов деятельности по прошлой и текущей хозяйственной деятельности. Контролер является, по сути, главным бухгалтером компании и ему руководство поручает составление финансовых отчетов, налоговых деклараций, годового отчета.

Деятельность казначея направлена на решение глобальных вопросов по обеспечению финансовой устойчивости компании. Казначей управляет вверенным ему капиталом предприятия, то есть формирует его оптимальную структуру, проводит оценку затрат на капитал, управляет денежным оборотом, привлекает долгосрочные и краткосрочные кредиты, организует расчеты с покупателями.

Казначей концентрирует свои усилия на поддержании ликвидности предприятия, получая денежные средства по обязательствам и приумножая фонды для достижения цели компании. В то время как контролер уделяет особое внимание прибыльности, казначей придает особое значение, движению наличности, управляя дебиторской задолженностью и платежами компании. Постоянно занимаясь этими вопросами, казначей может своевременно увидеть признаки банкротства и предупредить его.

Финансовый менеджер обычно привлекается к работе в качестве наёмного работника по контракту, в котором строго определены его функциональные обязанности, порядок и размер оплаты труда. Кроме зарплаты, финансовый менеджер, относящийся к высшему аппарату управления, по результатам деятельности предприятия может получать вознаграждение в виде процента от чистой прибыли. Её размер определяется высшим органом управления хозяйственным субъектом: собранием акционеров, собранием учредителей, правлением предприятия. В некоторых странах (США, Япония) главные финансовые менеджеры владеют пакетом акций компании.

Финансовая служба является частью единого механизма управления хозяйственной деятельностью и поэтому она тесно связана с другими службами предприятия.

С развитием рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности, перед финансовой службой ставится качественно новая задача. Это организация эффективного управления финансовыми ресурсами методами, адекватными рыночной экономике.

Требования к финансовой службе предприятия:

1. Финансовая служба должна подготавливать финансовые документы быстро, по содержанию – качественно и в объеме, необходимом для принятия руководством предприятия эффективных управленческих решений.

2. Она должна быть службой, которая может координировать и направлять деятельность всех подразделений для достижения главной цели предприятия.

3. Она должна быть службой, которая несет ответственность за качественное составление финансовых планов предприятия.

4. Она должны быть службой, без которой невозможно нормальное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Важнейшими направлениями финансовой работы на предприятии являются:

1. Финансовое планирование.

a. Разработка проектов финансовых, кредитных планов со всеми необходимыми расчетами.

b. Определение потребности в собственном оборотном капитале.

c. Выявление источников финансирования хозяйственной деятельности.

d. Разработка планов капитальных вложений с необходимыми расчетами.

e. Участие в разработке бизнес-плана.

f. Составление кассовых планов предприятия.

g. Участие в составлении планов реализации продукции и определение плановой суммы прибыли на год и по кварталам.

h. Определение показателей рентабельности.

2. Оперативная работа.

i. Обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат процентов по ссудам банка, выдача заработной платы работникам и другие кассовые операции.

j. Обеспечение финансирования затрат плана.

k. Оформление кредитов в соответствии с договором.

l. Ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана.

m. Составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей, финансового плана и финансового состояния предприятия.

3. Контрольно-аналитическая.

n. Постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового, кредитных планов, планов по прибыли и рентабельности.

o. Контроль за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита и т.д.

67.Сущность, обьекты и цель финансового планирования

Фин планир-е – процесс обоснования на опред период движ-я соотв-х ресурсов и соотв-их фин. отнош-ий.

Значение – предвид-е поступл-ий дох-в, опред-е расходов, расчёт результ-ти каждой фин. и хоз. операции, обоснование наиб выгодного напр-ия использ-я фин.рес-в для обеспечения платёжесп-ти и устой-го фин-го сост-я.

Объектом Ф.П. явл. фин. деят-ть гос-ва и субьектов хоз-ния.

Цель составл-я фин. планов закл. в соглас-ии намечаемых расходов с фин. возм-ми.

Признаки Ф.П:

Объектом планир-я всегда выступает фин деят-ть

Сфера действия планир-я охват-ет в основном распределит-ые процессы, осущ. посредством финансов

Ф.П. обращено к стоимостной стороне процесса воспр-ва,его основн.целью явл. обоснование фин. возм-й, обеспеч-е намечаемых проектов фин рес-ми и повыш-я их эф-сти.

Фин пок-ли, задания и планы всегда рассчит-ся в стоим форме, носят синтетический хар-ер, базируются на произв-ых пок-лях.

Методология фин. план-я основана на многочис-ых принципах, основными из кот явл:

Объективной необх-ти, исполнения фин-го планир-я как первоначальной стадии упр-я фин-ми.

Пр-п эффект-ти

Пр-п комплексности и единства целей.

Пр-п научности

Этапы Ф.П:

анализ фин ситуаций,а также инвестц-ых вариантов и возм-ти фин-ия объекта для котор сост-ся фин.план.

прогноз-е последствий текущих решений для избежания ущерба в будущем

выбор оптим-ых вариантов фин-го обеспечения из ряда возм-ых решений

составление фин. плана, его коррект-ка и конкретизация

исполнение фин.плана

анализ и контроль результатов исполнения фин. плана

Методы планир-ия:

Нормативный м-д план-я – наиб распространён, на основе заранее установл-ых норм и нормативов рассчит-ся потребность субъекта в фин.ресурсах и их источ-ах.

Расчётно-аналитический м-д – берётся базовый индекс, и на него умножаем показатель.

Балансовый – построение баланса, где достигается увязка имеющихся в наличии фин. рес-ов и фактической потребности в них

М-д оптимиз-ии плановых реш-ий – разработка нескольких вар-тов план-го показ-ля из кот выбирается 1 наиболее оптим-ый вар-т

Экономико-матем.метод (ЭММ) – построение моделей



error: Контент защищен !!