Дымковские козлики. Конспект занятия по декоративной лепке. Пример конспекта занятия по лепке дымковского козлика

1
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад обще-развивающего вида №49 Комитета по образованию

Администрации городского округа город Камышин
Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность. Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Воспитатель старшей группы № 6:
Романюк Олеся Дмитриевна
Камышин, 2015

2 Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность. Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Цели:
Обогащать и расширять художественный опыт детей. Формировать умение работать с пластилином. Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно- прикладном искусстве. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Активизировать в речи детей прилагательные.
Материал:
Дымковские игрушки, «барашек» - образец, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, салфетки.
Программное содержание:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке.
3 Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России; учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить барана скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно оформлять вылепленных «барашеков» дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Предварительная работа: Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; бумажных фигур: кругов, колец, точек, полосок и т.д.; таблиц с изображением элементов дымковской росписи; альбома для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия:
С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»… Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
4 И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др. Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе! Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – барашка, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей-челка, на ногах-щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит». Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку- барана - и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы. Сначала нужно создать исходную форму-цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного
5 изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр. Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек. Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки барана по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами. А теперь немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка, Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова - это «два»,
6 Руки вбок, вперед смотри это «три». На «четыре» – поскакать. Две руки к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам тихо сесть - это «шесть». Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый баран: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивым баранам. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Слепим для барана крутые рожки и челку-веночек. Можно усложнить детали, копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

Дымковские животные. Старшая группа.

Задачи: Продолжать закреплять умение украшать дымковским узором силуэт животного; навыки рисования концом кисти тонкие прямые линии, волнистые линии, кольца, точки; навык построения композиции узора в росписи животных (расположение узора вертикальными рядами); подбирать цветосочетание характерное для дымковский росписи. Развивать воображение.

Материал: Иллюстрации и игрушки дымковских животных, барыня – хозяюшка, Городецкая лошадка. Силуэты козликов, коней, оленей, баранов, поросят. Гуашь, мягкие кисти. Таблицы элементов дымковской росписи.








Предшествующая работа: Рассматривание дымковских игрушек. Оформление выставки «Пестрый хоровод» (из иллюстраций фотографий)

Ход занятия:

В гостях у нас сегодня дымковская барыня – хозяюшка, богатое у неё хозяйство: и уточка, и свинка, и козлик, и бычок, и лошадка, и оленёнок, а вот эту лошадку (городецкую) не хочет она брать к себе. Почему, как вы думаете?

Дети рассказывают отличия узоров Городецкой лошадки от дымковских животных.

Давайте сегодня распишем нашей гостье дымковских животных?

Я вырезала козликов, коней, оленей, баранов, поросят. Каждый выберет одного животного и украсит дымковским узором. Чтобы животные получились красивые, и хозяюшка приняла их к себе, я покажу, как лучше работать:

  1. раскрасить мордочку, уши, копыта и т.д.
  2. нарисовать вертикальными рядами крупные узоры (круги, кольца, линии). У поросёнка – горизонтальными.
  3. добавить мелкие узоры (точки, чёрточки). Обращая внимание на вертикальное расположение кисточки во время рисования.

Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Ты присядь на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Рисовать продолжим вновь!

Работа детей.

Оценка: 2 -3 детей помогают барыне хозяюшке выбрать самых красивых животных и рассказать, почему они им понравились.

Художественная деятельность. Рисование.

«Дымковский козлик»

Конспект занятия в старшей группе.

Программное содержание

:
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров;
- продолжать учить детей проводить узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- использовать в рисовании определённые цвета, применяемые в дымковской росписи;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Словарь : дымковская игрушка, лошадка, нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
2. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
3. Рисование элементов дымковской росписи
Оборудование и материал : иллюстрации с изображением дымковских игрушек; образцы узоров на листах А – 4; открытки на каждого ребенка с прорезанной фигуркой козлика; палитра с шестью цветами: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый; баночки с водой, кисти №3, салфетки, подставки для кисточек.
Индивидуальная работа : продолжать учить рисовать концом кисти.
Форма организации:
1. Дети сидят полукругом перед мольбертами с иллюстрациями дымковских игрушек
2. Работа за столами
3. Дети стоят вокруг стола: анализ детских работ.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Ребята, послушайте одну историю. «У дымковской барышни росли дымковские козлики. Паслись они на зелёном лугу, а смотрел за ними дымковский пастушок. В один прекрасный день, когда козлики паслись на лугу, пошёл очень сильный дождь и смыл узор на дымковских козликах. Сильно расстроились дымковские пастушок и барышня» Они просят нас о помощи. Хотят, чтобы вы нарисовали узор на козликах. Вы согласны им помочь? 2 . Рассматривание. Рассматриваем образцов узора: какие формы используются? Каким цветом круги? Что внутри круга? (маленький круг или точка) Как рисуем точку? (прикасаемся концом кисти). Где используется чёрный цвет? (на копытцах, на рожках) Какой рисунок на туловище? Какие цвета используются? 3. Повтор цели. Сегодня мы с вами будем рисовать узор на дымковском козлике.

4. Показ с объяснением. Концом кисти рисуем большой круг внутри этого круга ставим точку другого цвета, так же рисуем глаз. Носик и копытца разукрашиваем концом кисти

5. Напоминание. Рисуем концом кисти узор на дымковском козлике.

6. Напоминание об аккуратности работы. Слежу за осанкой детей во время работы.

7. Итог занятия. Обращаю внимание, что все с работой справились – козлики получились очень красивые!

Занятия лепкой в старшей группе призваны не только формировать эстетические вкусы ребят и развивать мелкую моторику, но и знакомить малышей с образцами народно-прикладного искусства. Примером одного из таких занятий может служить создание дымковских игрушек с характерной росписью. Рассмотрим важные нюансы работы на примере темы «Дымковская игрушка: олешек и козлик», а также технологию изготовления поделок.

Подготовка к занятию по лепке олешек и других игрушек в старшей группе

В старшей дошкольной группе дети уже вполне самостоятельны, чтобы помочь подготовить всё необходимое для занятия творчеством, однако содержательные моменты этой работы должны быть продуманы и чётко спланированы воспитателем.

Способ лепки

Дети старшей группы отрабатывают комбинированный способ лепки, когда детали могут изготавливаться отдельно и затем соединяться в единую композицию (конструктивный способ), а также когда вся поделка выполняется из одного куска пластилина (скульптурный способ). Однако для изготовления олешка предпочтительно использовать скульптурный способ, так как он даёт возможность придать нужную форму каждой детали, переходящей в другую. Для дымковской игрушки это имеет ключевое значение, ведь изначально этим способом изготавливали свистульки. А для них важно правильно выгнуть и согнуть элементы, чтобы пошёл звук.

Приёмы

Что касается приёмов лепки, то в младшей и средней группе малыши уже познакомились со всеми основными техниками создания лепных конструкций, так что пришло время отрабатывать навыки

  • раскатывания «шариков»;
  • скатывания «колбасок»;
  • вдавливания углублений на форме;
  • сплющивания «блинчиков»;
  • прищипывания кусочков двумя пальцами;
  • оттягивания элемента из куска основы;
  • присоединения;
  • примазывания деталей на основу;
  • защипывания без сплющивания;
  • вытягивания элементов, но с сохранением первоначальной формы;
  • сглаживания переходов элементов друг в друга.

Что могут дети?

Это интересно. Дымковская роспись берёт своё название от места где зародился этот промысел - слобода Дымково, близ города Кирова, более 4 веков назад. Роспись дымковской игрушки, имеет свой «почерк» который характеризуется не только строгой формой орнамента, но и преобладанием определённого спектра цветов. Прямые и волнистые линии, ромбы, большие круги, точки - все эти элементы располагаются на нижнем фоне, таким образом, что очень контрастируют между собой. А сама форма этих элементов подтекстом говорит о неких оберегах. Каждая игрушка расписывается вручную, поэтому в ней всегда присутствует душа художника, и двух абсолютно одинаковых Дымковских игрушек найти невозможно.

Поделки по мотивам дымковской игрушки дети в 5–6 лет могут выполнять самостоятельно, с минимальной помощью взрослого (как правило, она требуется на этапе, когда нужно примазывать отдельные детали на основу). Если же игрушка (в частности, олешек) создаётся скульптурным способом, то в этом случае помощь может потребоваться на этапе распределения материала на части тела фигурки. В некоторых детских садах есть возможность практиковать лепку из глины, что предполагает несколько иную систему работы, а, следовательно, бОльшую включённость взрослого в творческий процесс малышей. Такая же ситуация характерна и для тех случаев, когда лепка дымковских игрушек выполняется из полимерной глины. Все эти материалы обладают разной пластичностью и неодинаковыми способами сушки готовых изделий, что предполагает и разные способы лепки. Что же касается пластилина, то это универсальный для детского творчества материал, позволяющий малышам проявить самостоятельность и определённый профессионализм в работе с ним.

Нужно ли раскрашивать?

Если поделка выполнена из глины, то её нужно обязательно раскрасить, так как материал может потрескаться без покрытия, а пластилин хорошо сохраняется и без слоя краски

Главная отличительная черта дымковских игрушек - своеобразная роспись, выполненная в ярких цветах. На изделиях обязательно присутствуют красный, жёлтый, синий, оранжевый и зелёный цвета. Комбинации линий, точек, полосок предполагает также и наличие белых полей. Таким образом, фон для раскрашивания должен быть белым. При работе с пластилином добиться этого очень просто: нужно готовую поделку покрасить белой гуашью, дать высохнуть, а уже затем наносить яркий узор красками (гуашью). Раскрашивать или украшать поделку пластилином - это вопрос, который воспитатель решает исходя из уровня подготовленности ребят, времени, отведённого на выполнение работы и конкретных задач, которые решаются отдельным занятием.

Как реализовать индивидуальный подход?

Озаботившись техническими тонкостями выполнения дымковской игрушки, нельзя забывать и об образовательной направленности деятельности. Особенно это касается осуществления индивидуального подхода в работе. Обычно процесс определения уровня сложности определяет то, насколько малыш в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. И в этом вопросе всё зависит от уровня развития ребёнка, его темперамента, способностей. В целом же дифференцировать творческие задачи можно так:

  • если у карапуза не получается раскрашивать, то нужно ему помочь;
  • те дети, которые быстро справляются со скатыванием заготовок, могут помочь менее проворным;
  • карапузам можно предложить сделать свою роспись, используя дымковские цвета или же, наоборот, работая с классическими узорами, применять оттенки на свой вкус и т.д.

Цели и задачи занятия

Программное содержание занятия по лепке на тему дымковской игрушки предполагает

  • систематизацию и закрепление знаний о народно-прикладном искусстве Вятского края;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание гордости и уважения к народам, населяющим страну.

В качестве задач можно выделить

  • обучение детей создавать поделки по мотивам дымковских;
  • тренировать конструктивный и комбинированный способы лепки;
  • работа над активным словарём малышей (в частности, расширение набора прилагательных, используемых в речи);
  • продолжение формирования умения аккуратно работать с пластичным материалом;
  • воспитывать стремление решать поставленную творческую задачу самостоятельно (относительно выбора декоративных элементов);
  • поощрять творческую активность и инициативу.

Варианты поделок по дымковским мотивам

Это интересно. Олешек - детёныш оленя, оленёнок.

В старшей группе, кроме олешка, дети могут создавать

  • козлика;
  • барышню.

Дымковскую утку и лошадку обычно малыши лепят в средней группе. Правда, элементы росписи либо не применялись, либо применялись в упрощённом виде. В старшей группе эти же поделки могут усложняться за счёт более замысловатой росписи.

Как наполнить занятие содержанием?

Мотивация

Один из важнейших этапов подготовки занятия - это поиск приёмов, настраивающих детей на работу. Среди таких способов заинтересовать малышей можно выделить несколько.

Наглядность

Поскольку тема занятия предполагает создание поделок в духе определённой местности, то среди наглядных пособий обязательно должны быть

  • картинки;
  • фото;
  • готовые игрушки (очень важно, чтобы карапузы видели перед собой настоящие игрушки - так они смогут составить полное впечатление о промысле, а также научатся делать подобную роспись самостоятельно;
  • изображения вариантов дымковской росписи;
  • презентации, демонстрирующие не только разнообразие поделок, но и порядок работы над игрушкой.

Видео: презентация «Дымковская игрушка»

Легенда о дымковской свистульке

Одной из задач занятия по лепке дымковской игрушки является продолжение знакомства, начатого в средней группе, с происхождением дымковского промысла. В качестве интересного приёма для мотивации маленьких творцов можно предложить прослушать легенду о свистульках Дымковской слободы.

<…Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей - Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье…>

Стихотворения

Рифмованные строчки на детей действуют организующее: шумные и беспокойные они сразу же переключаются на сюжет услышанного. Особенно если это приём «нам пришло письмо», описывающее ситуацию, из которой выйти можно только при помощи деток.

Песни

Учитывая тот факт, что без рассказа воспитателя дети не смогут до конца понять суть задания, то важно сделать так, чтобы ребята окунулись в атмосферу времени, когда зародилась и развивалась дымковская игрушка. Для этого можно прослушать песни «Барыня» и «Ой, мороз, мороз».

Беседа

Это приём не использовать просто невозможно. Разговор с ребятами может касаться и содержания увиденного-услышанного про игрушку, и быть проведён в форме вопросов-ответов на основании уже имеющихся знаний, полученных в средней группе и повторённых в форме презентации, видео.

  • «В чём суть дымковских игрушек?»
  • «Какие цвета преобладают в раскрашивании?»
  • «Что такое олешек?» и т.д.

Схема составления конспекта занятия

Какую бы поделку ни создавали дети, хронометраж занятия остаётся неизменным.

  • Вводная часть - 5 минут. Воспитатель рассказывает об истории народного творчества, дымковских игрушках, показывает картинки, подбирает музыкальное сопровождение, формулирует вопросы для ребят - то есть мотивирует ребят.
  • Основная часть занятия - 20 минут. Воспитатель объясняет ход работы над поделкой, дети приступают к выполнению. Этот этап обязательно включает перерыв на пальчиковую гимнастику и физкультминутку.
  • Заключительная часть - 5 минут. Педагог благодарит малышей за продуктивную работу, задаёт вопросы для рефлексии («Тебе нравится твоя поделка?», «Какую поделку ты считаешь самой красивой?», «Почему?», «Что у тебя не получилось?», «Тебе понравилось занятие?» и т.д).

Это интересно. Если предполагается изготовление расписной поделки, то тему необходимо разбить на 2 занятия, так как основе, загрунтованной краской, нужно будет подсохнуть перед нанесением на неё узоров. При этом схема конспекта и хронометраж останутся такими же.

Работа над поделками по дымковским мотивам

Лепим олешек

Для создания олешка используется комбинированный способ лепки, но, всё же, основу составляет скульптурный, то есть части фигурки малыши лепят из цельного куска.

Инструкция:

  1. «Из куска пластилина (можно в один шар объединить остатки после выполнения других поделок) скатываем 2 колбаски (толстую и чуть тоньше) – это заготовки под туловище и голову с шеей».
  2. «Из той, что потолще формируем туловище и ножки. Для этого делаем надрезы по 1/3 всей длины с обоих концов».
  3. «Сглаживаем получившиеся элементы в цилиндры».
  4. «Слегка выгибаем фигурку посередине, установив её на ножки».
  5. «Небольшой сегмент второй колбаски надрезаем стекой наискосок».
  6. «Место надреза примазываем к туловищу и сглаживаем переходы».
  7. «Берём небольшие кусочки пластилина для ушек. Формируем шарик, а затем скатываем маленькие толстые колбаски, вытягиваем одну часть так, чтобы фигура стала напоминать объёмный треугольник».
  8. «Крепим ушки на голове, хорошо сглаживаем переходы».
  9. «Скатываем колбаску, сгибаем посередине и крепим между ушек - это рога».
  10. «Дополняем олешка маленьким хвостиком. Для этого скатываем тонкую колбаску и крепим на туловище, сгладив место соединения».

Это интересно. Поскольку поделка ещё будет краситься, то рожки, ушки и хвост не должны быть тонкими, иначе они сломаются при нанесении краски.

Приступаем к окрашиванию.

Инструкция:

  1. «Опускаем заготовку в мисочку с белой гуашью».
  2. «Достаём поделку» (лучше, если это сделаем взрослый).
  3. Даём просохнуть и наносим гуашью выбранный рисунок.

Пример конспекта занятия

Ведерникова Наталья Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковских игрушек «Олешек» (фрагменты)

<…Беседа с детьми Педагог: Ребята, хотите отправиться в мастерскую дымковских игрушек? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: - Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр). Педагог: - Все готовы? Ковёр взлетает: Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь - и мигом приземлимся! (открывает декорацию) .2 часть: Рассказ педагога: Рассказ о дымковской игрушке (стихотворение) «Дымковские игрушки»
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка , как цветок!
Рядом барышня - красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной .
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Педагог: - Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают дымковские игрушки . А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Педагог: - Но мастерская закрыта. Чтобы войти в неё, надо ответить на вопросы. Педагог: - Из чего делают дымковские игрушки ? Дети: -Из глины Педагог: - Какие ещё нужны материалы? Педагог: - Какие нужны инструменты для работы? 3 часть: Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места. Педагог: - Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Педагог: - Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:
Стоит на стройных ножках - Вся краса в рожках. Правильно, это олешек . Педагог: Обратите внимание на схему! (на плакате - образцы и приёмы лепки )…>
<…Педагог: - Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь , чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Физкультминутка Педагог: Давайте перед работой разомнём пальчики. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперёд, в стороны) Слепим, высушим - и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки ! (руки вперёд)
Педагог: - Прежде чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Педагог: - Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа. Педагог: - А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приёмы работы. 4 часть: Итог занятия . Анализ работ.
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку. Педагог: - Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Педагог: - Все ли игрушки ладные ? Педагог: - Чья работа больше всех нравится? Почему? Педагог: - Какая игрушка самая аккуратная ? Педагог: - Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе , встретились с игрушками , сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута - и он оторвётся от земли.
Дети садятся на ковёр - самолёт Педагог: - Раз, два, три! Лети! Педагог: - Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья - подружки, Мы закончим наш рассказ…>

Фотогалерея: готовые поделки детей

Раскрашивать поделку нужно только после того, как первый слой краски, то есть грунтовка, хорошо высохнет, иначе роспись потечёт Некоторые варианты изготовления олешка предполагают большие ветвистые рога Олешек в силу своего возраста может не крепко опираться на ножки

Лепим козлика

Как вариант изготовления дымковской игрушки можно предложить малышам слепить козлика. При знакомстве с домашними животными (или после изучения сказки «Волк и семеро козлят») в младшей и средней группе, дети уже делали козлёнка. Техника выполнения будет такой же, только дымковская игрушка отличается большими рогами. Также лепка туловища, конечностей, головы и хвоста будет аналогична тому, как мы делали олешка. Остановимся на создании этих самых больших рожек и ушек.

Инструкция:

  1. «Скатываем две длинные колбаски».
  2. «Загибаем их кругом, но оставив при этом один конец свободным».
  3. «Примазываем этот край к голове».
  4. Повторяем для второго рога.
  5. «Формируем из 2 маленьких кусочков пластилина 2 шарика, делаем из них блинчики».
  6. «Защипываем заготовку, прихватив по краю круга, так, чтобы получилась лопатка».
  7. «Примазываем узкую часть к голове в том месте, где крепятся рога».
  8. «Мордочку козлика чуть заостряем, слегка вытянув её для этого».

Пример конспекта занятия по лепке дымковского козлика

<…Организационный момент (1–2 мин.)
- Посмотрите ребята, к нам в гости пришёл козлик. Какой он?
- Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
На ногах его штанишки,
Полюбуйтесь ребятишки!
- А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться?
Отвечают на вопросы:
- Красивый козлик.
- Хотим познакомиться.
  1. Беседа о дымковской игрушке - козлике (3–4 мин.)

Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они?
- Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики - это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка!
- Игрушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его.
- Что есть у козлика?
- А какого цвета у него уши?
- Какого цвета хвост и копыта?
- Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит?
- Какие цвета в узоре на козлике?
- Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо!
Дети говорят хором:
- Дымковская игрушка.
Дети отвечают:
- У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога.
- Узор состоит из кругов.

  1. Пальчиковая гимнастика (1–2 мин)

Пластилин в руки возьмём,
И получше разомнём.
На кусочки все разделим,
Козлика лепить начнём:
Мы скатаем голову,
Ноги - раскатаем.
Штанишки словно колокол,
Их соединяем.
Выполняют движения за воспитателем:
(сжимают и разжимают пальчики)
(показывают, как отрывают кусочки)
(движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями)
(движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней)
(соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)

  1. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5–6 мин.)

Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его.
- После того как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка - цилиндр (или столбик).
- Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика).
- А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика.
- Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги.
Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо - это будут ноги козлика.
- На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, жёлтого.
- Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги - шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку.
- Затем возьмите немного чёрного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику.
Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его.
Сгибают и вытягивают шею и голову козлика.
Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика.
Вытягивают на голове козлика рога и бороду.
Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика.
Делают из чёрного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.

  1. Пальчиковая гимнастика (1–2 мин.)

Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка - в жилете,
Петушок - в берете,
Коза - в сарафане,
Заинька - в кафтане,
А всех их пригоже -
Корова в рогоже.
Выполняют движения за воспитателем.
На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших пальцев.
Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.
6.. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7–8 мин)
Дети лепят игрушку из пластилина.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2–3 мин.)

С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?
- Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.
- Какие красивые игрушки у вас получились!
- Кому понравилось лепить козлика?
- Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились!
Дети отвечают:
- Дымковская игрушка.
Дети рассматривают слепленные игрушки…> Черты мордочки можно прорисовывать стекой

Этапы работы над другими игрушками по дымковским мотивам

Лошадка

Лепка фигурки лошадки не отличается от создания олешка. Даже ушки у них будут одинаковые. Но лошадке нужно сделать гриву и хвост. Кроме того, роспись на игрушке можно также выполнить из пластилина.

Инструкция:

  1. «Из куска чёрного пластилина скатываем колбаску».
  2. «Сворачиваем её жгутиком и примазываем по голове и шее, расположив между ушей».
  3. «Также жгутом сворачиваем ещё одну колбаску для хвоста».
  4. «Отщипываем маленькие кусочки пластилина разных цветов, придаём им форму блинчиков и крепим на теле лошадки, имитируя роспись».
  5. «Кусочками чёрного материала делаем глазки и нос».

Барышня

Роспись этой поделки также выполняется пластилином, что позволяет сэкономить время на окрашивании и сушке заготовки.

Инструкция:

  1. «Берём кусок пластилина белого цвета, скатываем в толстую колбаску».
  2. «Делим зрительно фигурку на 3 части, и отделив 1/3, пальчиками размазываем в разные стороны материал так, чтобы получилось сужение - талия барышни».
  3. «Нижнюю часть, наоборот, расширяем книзу - это юбка фигурки».
  4. «Скатываем 2 тонкие колбаски-ручки и примазываем один конец кверху заготовки, а второй - чуть ниже талии».
  5. «Скатываем шарик для головы».
  6. «Из небольшого кусочка делаем шарик, который превращаем в толстый низкий цилиндр - это шея».
  7. «Крепим шею на туловище, примазываем детали».
  8. «На шею насаживаем голову и тоже примазываем».
  9. «Одеваем барыню. Кусочек зелёного пластилина раскатываем в тонкий блинчик, примазываем в виде блузки».
  10. «Такими же тонкими блинчиками из зелёного пластилина делаем рукава».
  11. «Тонкую синюю колбаску выкладываем в виде воротника».
  12. «Из чёрного пластилина скатываем 4 тонкие колбаски, перекручиваем их попарно и крепим на голову - это волосы».
  13. «Замазываем места крепления шевелюры тонким чёрным блинчиком».
  14. «Из колбаски синего цвета делаем полоску для кокошника, формируем стекой волнообразный край».
  15. «Присоединяем головной убор к голове».
  16. «Кусочками пластилина подходящих цветов делаем точки-глазки, полосочки рта, носа и бровей».
  17. «Украшаем костюм маленькими блинчиками и точками из пластилина разных цветов».

Фотогалерея: игрушки по дымковским мотивам

Из поделок можно создавать целые композиции, например, встреча 3 подружек-барышень Волнистую форму гриве и хвосту можно придать стекой Если туловище не слишком сгибать, то фигурка получится в галопе

Видео: лепим барышню по мотивам дымковской игрушки

Видео: как слепить дымковскую лошадку

Лепка в старшей группе призвана не только отработать уже освоенные навыки этого вида творчества, но и приобщить ребят к прикладному искусству, познакомить с лучшими образцами народного творчества. Для старшей группы создание поделки по мотивам дымковских игрушек можно разделить на два занятия, если предполагается роспись изделия. В случае если раскрашивание не запланировано, или же для украшения используется пластилин, то можно ограничиться одним. В любом случае от воспитателя требуется чётко продуманная структура занятия, грамотно составленные объяснения порядка выполнения поделки, а также интересный и живой рассказ об искусстве с 400-летней историей.

Нина Минченко

Я рада представить свою последнюю работу- лепка из пластилина дымковских игрушек. Давно хотелось сделать и вот итог.

Цель: пополнения уголка изобразительной деятельности для знакомства детей с дымковской игрушкой; формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях.

Лепка из пластилина дымковских игрушек (баран, козлик, лошадка).

Прежде чем начать лепить барашка, рассмотрим, из каких он частей состоит.

Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, рожки.

Лепим самую большую часть игрушки – туловище

1. Скатать шар.

2. Затем, шар, слегка прижимая между ладоней, продольными движениями раскатываем в толстый валик.

Лепим голову и шею из одного куска.

1. Кусок пластилина, продольными движениями, раскатываем между ладонями

2. Затем, слегка прижимая один край, раскатать.

3. Загнуть край в тонкой части валика – это часть и будет голова барашка

Лепим ноги.

1. Раскатать кусок пластилина (продольными движениями) в длинный валик

2. Разделить валик пополам - затем каждую половинку еще пополам. (У каждой ноги для более удобного крепления срез под наклоном). В работе с детьми можно использовать и другую схему лепки. Тогда туловище (оно будет длиннее) с обоих концов надрезают вдоль. Валик загибают дугой, а из надрезанных концов формируют ноги.

Лепим уши и хвостик

1. Скатать 2 одинаковых маленьких шарика.

2. Пальцами сплющить.

3. Нижний край блинчика соединить.

4. Хвостик у барашка -короткий –для этого достаточно раскатать короткий валик и заострить конец валика

Лепим рожки. У этого барашка рожки большие

1. Раскатать два длинных валика (не тонких, чтобы держали форму). Валики с одного конца сделать тоньше.


Соединяем части игрушки.



1. Примазываем ноги к туловищу

2. К голове примазываем рожки

3. Не забываем про уши, челку, хвост для барашка

4. Аккуратно примазать шею к туловищу.

Барашек готов.


По такой же схеме я слепила козлика и лошадку.



Замем вылепленные фигурки загрунтовала на несколько раз белой водоэмульсионной краской. Расписывала гуашью.












Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о проведении занятия по лепке из пластилина. Наши дети очень любят лепить.

Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка. Лепка является одним из любимых видов.

Лепка из пластилина в подготовительной группе Конспект занятия по лепке будильника из пластилина в подготовительной группе. Цель: тактильно закрепить знания о форме и особенностях будильника.

Готовим соленое тесто: Мука - 300 г (2 чашки) Соль - 300 г (1 чашка) Вода - 200 г (200 мл) Мука: белая пшеничная мука высшего сорта. Соль:.

Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.



error: Контент защищен !!