Государственная закупка у единственного поставщика. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика Способ размещения закупки закупка у единственного поставщика

Закупки у единственного поставщика - это второй по популярности способ определения поставщика. Больше четверти всех госконтрактов в 2017 году были заключены с единственным исполнителем. Из статьи вы узнаете, как поменяется порядок заключения контракта, к чему готовиться как госзаказчикам, так и участникам.

Министерство финансов подготовило проект закона, который изменит правила . Когда корректировки вступят в силу, госзаказчик будет совершать меньше действий перед подписанием госконтракта с единственным поставщиком. Таким образом, откроется больше возможностей определять победителя неконкурентным способом.

Извещение о закупках уходит в прошлое

Законопроектом установлено, что заказчик перестанет размещать извещение о проведении госзакупок у единственного поставщика в силу избыточного характера этой процедуры. Новые правила будут распространяться на закупки на основании пунктов 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:

Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);

Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Случаи осуществления прямой закупки:

1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).

2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:

Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );

Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.

Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:

  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
  • Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
  • Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
  • Закупка осуществляется на приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
  • Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
  • Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения Заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
  • Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
  • При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
  • Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий;
  • В иных случаях, когда закупка из единственного источника не противоречит законодательству РФ и признана руководством Заказчика более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Условия закупки товаров, работ, услуг способом прямой закупки должны быть подтверждены документально.

Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).

Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:

  • В план закупок может не включаться.
  • Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.
  • В ежемесячный отчет включается.
  • В отчет Росстат включается.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).

Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС

    В соответствии с Положением о закупке

    (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.26-27 ПП № 908

Информация о закупке:

Срок:

Порядок:

1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ
  • п.20-25 гл.IV ПП № 908

2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок

  • ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
  • В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений

(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ)

4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений

(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.28-29 ПП № 908

Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .

Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС

Наименование сведений о закупке

Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908

Функционал ООС

Электронный вид

Графический вид

Извещение

Обязательно

(п.20, 21 ПП № 908)

Обязательно

(п.22 ПП № 908,

ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ)

Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.

Документация

Отсутствует техническая возможность размещения на ООС.

Размещение не предусмотрено законодательством.

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Проект договора

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика

Обязательно

(п.23 ПП № 908)

Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.

Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Согласно нормам Федерального Закона, государственным заказчикам разрешено проводить тендеры несколькими способами. Один из них - закупка у единственного поставщика. О том, что это такое, в каких случаях используется и чем характеризуется так вид закупки, читайте в нашей статье.

Что такое «закупка у единственного поставщика»?

Закупка у единственного поставщика - это механизм закупочной деятельности, при котором заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя, минуя конкурсные процедуры и не привлекая к участию иных претендентов. При этом подрядчиком может быть как юридическое, так и физическое лицо.

Правила закупок у единственного поставщика

Заключение контракта с определенным исполнителем - право заказчика, которым его наделяет статья 93 Федерального закона №44 в ряде случаев. Скажем, в ситуации, когда конкурентные торги не состоялись по тем или иным причинам, либо их результат оказался аннулирован.
Итак, заказчик имеет право закупить товары или услуги только у одного поставщика, которого он определит по своему усмотрению, когда:
  • Цена контракта не превышает 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 5% от их общего количества, а также оказаться не более 50 миллионов рублей. Кроме того, по ФЗ-44 снято ограничение с одноименных товаров и услуг. Иначе говоря, если ранее закупить один и то же товар в течение года на сумму более 100 тыс. руб. у одного поставщика было нельзя, то теперь можно - главное, чтоб это были разные контракты, заключенные в разное время, стоимость каждого из которых не выше ста тысяч.
  • Конкурсные торги, проводимые любым из способов определения поставщика, были признаны несостоявшимися.
  • Закупки в сфере строительства, ремонта, приобретения, содержания и аренды недвижимого имущества, а также в сфере водоотведения, тепло-, газо- и энергоснабжения.
  • Закупки, связанные с образованием, спортом, наукой и культурой не дороже 400 тыс. руб. (годовой объем - не более 50% и не более 20 млн.). Осуществлять их могут государственные образовательные учреждения, либо организации, работающие с объектами культурного наследия.
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации ЧС и их последствий - не более 200 тыс. руб.
  • Закупки в сфере гособороны и государственного управления.
А также, товаров и услуг, имеющих прямое отношение к:
  • служебным командировкам государственных управляющих;
  • деятельности естественных монополий;
  • решению Президента РФ или Правительства РФ по поводу привлечения данного исполнителя;
  • работе осужденных в местах лишения свободы.
Однако бывают и такие случаи, когда заказчик выбирает поставщика при помощи такого способа лишь для того, чтобы скрыть свои незаконные действия.

Как избежать проблем, связанных с закупкой у единственного поставщика?

Обращайтесь в компанию «Бико», и мы поможем вам проверить контракт на антикоррупционную составляющую, проанализировать его юридические аспекты и выявить «подводные камни». Мы обеспечим полное юридическое сопровождение и поможем подать жалобу, в случае появления такой надобности.
Отправьте заявку на юридическое сопровождение, и вы будете находиться под гарантированной защитой!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019

У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.

Контрактная система госзакупок, великая и ужасная, за пару лет своего существования начала становиться более-менее привычным явлением в деловой жизни страны. Про нее так или иначе знают почти все бизнесмены, да и работали с ней уже многие предприятия - как крупные гиганты, лидеры своих рынков, так и небольшие компании, которые производят и продают самые разные товары.

Одним из способов осуществления государственных закупок - и, пожалуй, самым простым способом, - является закупка у единственного поставщика. Давайте разберемся, что же это такое?

Что такое закупка у единственного поставщика?

Название говорит само за себя: такой вид закупки предполагает, что купить товар или услугу для государственных нужд можно напрямую у одного конкретного контрагента, без проведения аукционов или запросов котировок в нескольких конкурирующих компаниях. Бюджетная организация выбирает подходящую компанию - и заключает с ней договор напрямую. Конечно, это будет не простой договор купли-продажи, а специальная процедура, регулируемая ст. 93 . Но она все равно проще аукционов и конкурсов. Плюсы такой закупки - это меньшие сроки проведения (в отличие от полноценных аукционов), упрощенные процедуры, экономия ресурсов и возможность заключить контракт с проверенной компанией, а не той, которая просто предложит лучшую цену. Минусы - отсутствие конкуренции и, как следствие, невозможность снизить цены и, конечно, поле для злоупотреблений и привлечении к госзакупкам «своих» поставщиков.

Когда возможна закупка у единственного поставщика?

Закон «О контрактной системе» жестко устанавливает закрытый перечень случаев, когда такой вариант госконтракта в принципе возможен. И возможен он при соблюдении двух критериев - это, во-первых, сумма контракта, и во-вторых, совпадение вида поставки с одним из перечисленных в ст. 93 фз 44 случаев. С суммой контракта все просто. Она не должна превышать 100 000 рублей - это максимальный допустимый по объем закупок у одного контрагента. Таким образом, мы видим, что закупки у единственного поставщика допускаются для относительно небольших поставок. Важное дополнение: общий объем таких контрактов у организации-покупателя не может быть больше 2 миллионов рублей или 5% от годового объема закупок, составляя при этом не более 50 миллионов руб. Теперь разберемся с перечнем случаев, когда вообще такой контракт допускается. Этот перечень, повторим, закрытый - а значит все, что в него не включено, не может быть закуплено у единственного поставщика. Этот список состоит из 43 пунктов, но для удобства ознакомления мы можем его логически разбить на несколько категорий: 1. Случаи, когда предварительно проводились конкурентные процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.п.), и они по каким-то (а точнее, вполне определенным на законодательном уровне) причинам признаны несостоявшимися. В этом случае процедура закупки у единственного поставщика имеет ряд нюансов, отличающих ее об общего порядка. В частности, в таких случаях контракт с единственным поставщиком должен быть заключен только на условиях, указанных в конкурсной заявке того самого несостоявшегося конкурса, и цена не может быть выше начальной цены конкурса. Также заказчику не нужно размещать уведомление на официальном сайте госзакупок, уведомлять контролирующий орган. Есть еще ряд аспектов, которые применяются в таких ситуациях - подробнее рекомендуем изучить пункты 24 и 25, а также части 2 - 4 статьи 93 и часть 5 статьи 104 Закона № 44-ФЗ. 2. Закупки, связанные с определенной сферой деятельности. Вот некоторые примеры, когда такие закупки можно делать именно у единственного поставщика:
  • закупка услуг по управлению многоквартирным домом;
  • приобретение нежилых помещений для государственных нужд;
  • закупки товаров, работ или услуг учреждениями культуры (предельная сумма дополнительно оговорена - в этом случае объем закупок 44 ФЗ ограничивает в размере 400 000 рублей в год);
  • проведение фестивалей, концертов и других культурных событий на основе приглашений;
  • закупка товаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лекарств на сумму до 200 000 рублей;
  • покупка военной техники, аналогов которой в России не производят;
  • покупка товаров у естественных монополий.
Это далеко не полный список случаев, когда контрагентом может выступать единственный поставщик - 44 ФЗ приводит их полностью, все сорок три, в пункте 1 статьи 93.

Какова процедура закупки у единственного поставщика?

Шаг первый.

На этом шаге необходимо:
  • Организовать проведение закупки: утвердить состав закупки, сроки, цены, разработать проект и издать соответствующий приказ.
  • Выбрать поставщика. Сделать это можно самостоятельно, но с обязательным учетом требований статьи 31 - именно в ней устанавливает требования к тому, каким должен быть единственный поставщик.
  • Согласовать контракт. Согласование в данном случае имеет вполне определенный порядок. Он, как и всё, что связано со сферой госзаказа, также утвержден правовым актом. С мая 2015 года это - Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189.

Шаг второй.

Подготовка необходимых документов: проекта контракта с единственным поставщиком, отчета с обоснованием такой закупки. После этого необходимо разместить извещение о проведении закупки на официальном сайте.

Шаг третий.

Заключение контракта. В определенных случаях помимо подписания контракта требуется проверка обеспечения, предоставленного единственным поставщиком. В обязательном порядке она нужна, если закупка производится по итогам признания несостоявшимся конкурса или аукциона. Также требование обеспечения исполнения контракта может быть установлено в проекте контракта.

Шаг четвертый.

Уведомление контролирующего органа - ФАС России. Такое уведомление нужно делать не всегда, а лишь в некоторых случаях. Его можно делать в произвольной форме, но обязательно письменно (на бумаге - это важно!) и с учетом обязательных элементов, как-то: сведения о заказчике и поставщике, основания заключения контракта и сведения о нем.

Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Законом №223-ФЗ, другими нормативными правовыми актами, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС)

Положение о закупках заказчика, является основополагающим документом, регламентирующим порядок и правила организации закупочного процесса.
Закон №223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, жестко не регламентирует закупочную деятельность подпадающих под его действие субъектов, а лишь устанавливает определенные рамки. Также в 223-ФЗ нет деления способов закупок на конкурентные (с проведением торгов, например, конкурс; без проведения торгов, например, запрос предложений) и неконкурентные (закупка у единственного источника).

Действующим законодательством не закреплен исчерпывающий перечень торговых и неторговых способов закупок, в соответствии с 223-ФЗ (ч.3. ст. 3) заказчику представлена возможность прописать в своем положении любые способы закупок. При этом обязательным является отражение в положении о закупке конкурса и аукциона, хотя закон не требует от заказчиков по 223-ФЗ обязательного проведения закупок этими способами.

Одной из основ современного закупочного процесса является конкурентность торговых процедур. Но к многих заказчиков может возникнуть потребность в приобретении товаров, работ или услуг (для своевременного удовлетворения нужд) без проведения торгов. Законом №223-ФЗ предусмотрен такой неконкурентный способ, как закупка у единственного источника (ст. 4 ч.19): «Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ».

Определенных требований к закупке у единственного источника законодатель не устанавливает, также в законе ничего не говорится о случаях, когда заказчик вправе прибегать к закупке у поставщика. То есть в своем утвержденном и размещенном надлежащим образом положении о закупке заказчик на свое усмотрение указывает случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика.

Однако заказчику не следует злоупотреблять этим правом, так как полный отказ от конкурентных процедур в пользу единственного источника является нарушением закона и может вызвать вопросы у контролирующих органов.

Закупка у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика - это закупка при которой, заказчик заключает договор без проведения конкурентных закупочных процедур.

Способ закупки у единственного источника:

  • заказчик самостоятельно предлагает поставщику (подрядчику, исполнителю) заключить договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • заказчик получает предложение заключить договор от поставщика (подрядчика, исполнителя).

Всегда следуют очень внимательно относиться к закупкам у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика, УФАС в своем решении указал заказчику на следующие. Перед тем как заключить договор с тем или иным поставщиком, следует изучить рынок поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг (ассортимент, условия, цены и т.д.) во избежание нарушения принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, особенно в период экономического кризиса, когда для заказчика особо важно не тратить деньги впустую, поскольку предложение того самого «единственного» поставщика может оказаться не единственным на рынке, а может даже и менее предпочтительным, чем предложение другого поставщика (Решение Ханты-Мансийского УФАС от 10.02.2014 № 05-06-023-2014).

Сведенья о закупках по ФЗ 223 открыты, поэтому могут возникнуть вопросы. Заказчик не обязан разъяснять поставщикам закупочный процесс своего предприятия, однако, во избежание жалоб в ФАС, в случае возникновения с их стороны вопросов лучше тактично давать ответы, поясняющие причины закупки у единственного источника (со ссылками на пункты положения о закупке).

Закупка у единственного источника:

  • Без размещения информации в единой информационной системе


Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения (извещение, закупочную документацию и проект договора) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей (ст. 4 закона №223-ФЗ). Считается, что в данном случае заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает.

Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями ст. 2 Закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тысяч рублей, то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тысяч рублей, а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд рублей, также должны публиковаться в ЕИС.

Прямые закупки у поставщика (подрядчика, исполнителя) до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете.

На основании Постановления Правительства №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке, предусмотренном статьей 2 закона №223-ФЗ».

Ценовой порог закупок у Единственного поставщика

При установлении ценового максимума указывается в положении о закупке, при котором заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, необходимо руководствоваться принципами , установленными 223-ФЗ. К ним относятся:

  • равноправие;
  • отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • справедливость;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг и сокращение издержек;
  • информационная открытость закупки;
  • отсутствие ограничения допуска участников к закупке путем установления неизмеримых требований к ним.

Не следует указывать чрезмерно высокий ценовой порог для прямых закупок у единственного источника без рассмотрения конкурентных предложений, поскольку данные действия могут вызвать вопросы у поставщиков и контролирующего органа. Во избежание спорных ситуаций заказчику необходимо четко следовать букве закона, не нарушать принципы 223-ФЗ. С другой стороны, на практике возможны такие ситуации, когда организатор торгов начинает «дробить» крупные закупки, заключая большое количество договоров по поставке одного и того же товара (работ или услуг), чтобы избежать конкурентных процедур. Прямого запрета на такое дробление закупок в 223-ФЗ нет, но подобные действия нарушают принципы закупочного процесса. Поэтому заказчик, определив потребности в товарах (работах или услугах), сначала проводит конкурентную закупочную процедуру, отбирает наиболее приемлемое по цене и качеству предложение и заключает договор с победителем. А в случае, если приобретенного товара (работ, услуг) не будет достаточно для удовлетворения нужд, заказчик может докупить недостающее у единственного источника без проведения дополнительных конкурентных процедур.

Пример документации закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного источника
(форму закупочной документации заказчик может поместить в положение о закупке)

ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАКУПКЕ У ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА

Поставка товара

№ п/п Наименование пункта Текст пояснений
1 Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика Поставка (наименование товара)
Требования к качеству:
Соответствие действующим показателям ГОСТам
2 Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Не установлены
3 Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являютсяпредметом закупки, их количественных и качественных характеристик Не установлены
4 Место, условия поставки товара Срок поставки - с 15.10.2018 до 31.12.2018.
Поставка осуществляется по заявкам заказчика (с указанием количества товара и адреса поставки)
5 Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Не установлены
6 Порядок формирования цены договора Цена сформирована на основе мониторинга рынка соответствующего товара (работ, услуг)
7 Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке Не установлены
8 Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги Оплата производится Заказчиком ежемесячно, по фактическому расходу путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика с отсрочкой платежа
9 Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям Не установлены
10 Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке Запросы на разъяснение положений документации не принимаются, разъяснения не предоставляются (если иное не предусмотрено Положением о закупке)
11 Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки Предложения участников закупки не рассматриваются, итоги закупки не подводятся. Данный способ закупки является неконкурентным.
12 Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены
13 Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены

В закупочной документации у единственного источника не нужно указывать такие сведения, как:

  • Срок, порядок и место подачи заявок участниками;
  • Дата и место рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной процедуры;
  • Требования к оформлению заявки;
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия этим требованиям;
  • Требование об описании участниками качественных, количественных и функциональных характеристик поставляемого товара (работ, услуг);
  • Критерии оценки поданных заявок, порядок сопоставления и определения победителя закупки и др.


К извещению и документации о закупке должен прилагаться проект договора , заключаемого с единственным источником (если предусмотрено положением о закупке). В проекте договора заказчик указывает предмет договора, сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), количество товара (объем работ, услуг), порядок оплаты, ответственность сторон, срок действия договора и прочие условия.

Согласно 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Пошаговая инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте


1. Заказчику необходимо через личный кабинет с помощью ЭЦП зайти в закрытую часть официального сайта и в реестре закупок выбрать закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), указав на данный способ закупки и нажав «выбрать». Таким образом заказчик приступает к формированию извещения о закупке.

2. Далее указывается общая информация о закупке. На свое усмотрение заказчик может заполнить контактные сведения лица, с которым можно связаться по данной закупке (фамилия, имя, отчество), а также сделать соответствующую пометку в требованиях к участникам закупки об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (данные сведения не являются обязательными для заполнения). Чтобы информация не была потеряна, следует каждый раз нажимать «сохранить».

3. После того, как будут заполнены общие данные о закупке, заказчик приступает к формированию лота, нажав на зеленый крестик «добавить лот».
Функционалом сайта предусмотрено указание места поставки: различные места поставки лотов и единое место поставки лотов. Заказчик выбирает нужный вариант. Например, если заказчик выберет единое место поставки, то ему нужно будет указать конкретный адрес поставки (с указанием федерального округа и региона). После нажатия кнопки «Ок» данные сведения сохранятся.

4. Далее следует внести общую информацию о лоте закупки. Сведения «номер лота», «наименование предмета договора (лота), начальная (максимальная) цена договора», «валюта» обязательны для заполнения. В информации о товаре, работе, услуге заказчик прописывает код ОКДП, ОКВЭД (необходимо ввести нужную комбинацию цифр и нажать «добавить»). Кроме того следует указать единицу измерения из представленного списка. Обязательна к заполнению также информация о количестве товара, работ и услуг. Если его невозможно определить, то заказчик делает пометку об этом. Теперь необходимо нажать «добавить в таблицу», после чего вся информация окажется в таблице. Чтобы данные не были потеряны, следует нажать «сохранить».

5. После заполнения сведений о лотах, заказчик переходит к документации. Информация о предоставлении документации не обязательна для заполнения. Заказчику необходимо прикрепить один или несколько файлов, для этого необходимо нажать «обзор», выбрать необходимый документ и кликнуть «прикрепить». В прикрепленных файлах отобразится загруженный документ.
Если вдруг заказчик ошибочно загрузил не тот файл, то он может удалить его (нажать красный крестик «удалить») и повторно разместить соответствующий документ. Следует обратить внимание, что извещение формируется автоматически в виде печатной формы и прикреплять его в составе документации не требуется. При публикации печатная форма, файлы документации и проект договора автоматически будут подписаны ЭЦП пользователя.

6. Перед тем как разместить информацию о закупке у ЕИ на официальном сайте, заказчику следует вернуться на этап формирования извещения. С помощью треугольника справа от наименования закупки выбрать «опубликовать».
Если при формировании сведений заказчиком были допущены ошибки, то функционал сайта оповестит его об этом, дав возможность либо продолжить публикацию, либо отменить ее, чтобы исправить.

Каждый раз перед тем как разместить на официальном сайте данные о закупках, заказчику следует не забывать о том, что публикация информации на официальном сайте является юридически значимым действием, которое влечет ответственность за подписанную ЭЦП информацию. Поэтому функционалом сайта предусмотрена возможность предупредить заказчика об этом.

7. После публикации сведений на официальном сайте закупка у единственного источника окажется на этапе работы комиссии, минуя этап подачи заявок, поскольку данный вид закупки неконкурентный и не предусматривает подачи участниками заявок. Среди размещенных заказчиком закупок следует выбрать закупку у единственного источника, затем с помощью треугольника справа перейти к сведениям о закупке.

8. Следует выбрать вкладку «Протоколы», кликнуть зеленый крестик «создать протокол». Название такого протокола «протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Заполняются сведения о протоколе: дата подписания (с помощью функционала сайта и календаря выбирается соответствующая дата с указанием дня, месяца, года). По усмотрению заказчика можно указать иную дополнительную информацию (кликнуть кнопку «далее»).

9. После заполнения общих сведений о протоколе в конкурентных закупках заказчиком обычно заполняются данные о поданных заявках. При закупке у единственного источника данное действие не выполняется, нажимаем «далее».

10. Теперь нужно загрузить необходимые документы. При помощи кнопки «обзор» выбираем нужный файл с протоколом, прикрепляем его. Если заказчик загрузил не тот протокол, то с помощью кнопки «удалить» можно убрать ненужный файл и прикрепить соответствующий данной закупке. Нажимаем кнопку «завершить формирование протокола».

11. Во вкладке «протоколы» отобразятся неопубликованные данные о созданном протоколе. Теперь выбираем действие «опубликовать». Протокол подписывается ЭЦП и размещается на официальном сайте.

12. Если заказчиком будет принято решение об отмене протокола, то ему следует с помощью функционала сайта во вкладке «протоколы» выбрать пункт об отмене протокола, заполнить обязательные поля: дата принятия решения об отмене, основание для отмены протокола (например, ошибочно был загружен не тот протокол). Далее следует загрузить нужный файл, прикрепить и опубликовать при помощи ЭЦП на сайте закупок.

13. Если у заказчика возникла необходимость изменить протокол (например, описка в дате подписания), во вкладке «протоколы» следует выбрать соответствующую вкладку, где обязательно указывает дату подписания протокола и причину его изменения. После чего загружает необходимые файлы, прикрепляет их и публикует на официальном сайте с помощью электронно-цифровой подписи.

14. После того как протокол будет размещен на официальном сайте заказчиком, на этапе работы комиссии, слева от наименования закупки функционал сайта укажет о наличии протоколов (размещено: заказчик, протоколы). Теперь при помощи треугольника данную закупку у единственного источника можно перевести на этап «размещение завершено». Для просмотра всех размещенных сведений данной закупки, следует зайти во вкладку «документы закупки», где отобразится все, что было опубликовано заказчиком (документация, протокол, изменения и разъяснения, если имели место быть). Данная информация находится в открытом доступе для ознакомления на официальном сайте.

15. Если положение о закупке предусматривает размещение на официальном сайте информации об отказе от проведения закупки (в данном случае - закупки у единственного источника) и заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупочной процедуры, документ, содержащий сведения о таком отказе публикуется на официальном сайте. Для этого в закрытой части сайта закупок следует найти необходимую закупку, в разделе «изменения и разъяснения» выбрать вкладку «отказ от проведения закупки» и кликнуть кнопку «сформировать извещение об отказе».

16. Теперь нужно опубликовать обязательную информацию об отказе от проведения закупки: указать дату принятия решения, прописать основания для принятия решения, после чего прикрепить нужный файл и публикует его с помощью электронно-цифровой подписи на официальном сайте закупок. В случае необходимости заказчик вправе разместить вместе с документом, который содержит сведения об отказе от проведения закупочной процедуры, иные электронные виды документов, содержащие в том числе решение об отказе от осуществления закупки.

Все чаще экспертами в сфере закупок поднимается вопрос о нецелесообразности размещения в ЕИС сведений о закупке у единственного источника. Если такая норма будет закреплена законодательно, то у заказчика не будет обязанности публиковать на сайте закупок информацию о закупке у единственного поставщика.

П люсы и минусы закупки у единственного поставщика? ФЗ 223

В Положении закупке товаров, работ и услуг необходимо указать как можно подробнее в каких случаях применяеться закупка товаров работ и услуг.

+

Закупка у единственного источника занимает меньше времени (в данном случае участники не подают заявки) по сравнению с конкурентными способами закупок.

Заказчик вправе заключить договор с единственным источником, с которым у него был положительный опыт сотрудничества в прошлом

Минимальная вероятность срыва закупочной процедуры

Заказчик не осуществляет подготовку технического задания, закупочной документации для осуществления закупочной процедуры

-

В отличие от конкурентных закупок у заказчика отсутствует возможность выбора наиболее приемлемых условий исполнения договора, которые участники предлагают в своих заявках. Большой риск закупить товары (работы, услуги) по завышенной цене.

При дроблении закупки на более мелкие у заказчика возникает бумажная волокита при заключении большего количества договоров, также возможна в дальнейшем путаница среди бумаг.

У контролирующих органов могут возникнуть вопросы о правомерности применения данного способа закупки, так как возможен сговор или договоренность с потенциальными поставщиками, а это, в свою очередь, является нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

Осуществляя большое количество закупок у единственного источника, заказчик проводит все меньше конкурентных закупок, крупные закупки таким образом «дробятся» на более мелкие, что является ограничением конкуренции и нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

Избегая конкурентные закупки, заказчик тем самым влияет на развитие экономики в целом.

Конкуренция обеспечивает условия для развития, расширения и улучшения производства, стимулирует снижение цены, постепенно на рынке остаются наиболее надежные поставщики, подрядчики, исполнители, предлагающие качественные товары, работы или услуги по наиболее выгодной для заказчика цене.



error: Контент защищен !!